Михайло-Архангельский монастырь

История Михайло-Архангельского монастыря

На высоком берегу реки Суры близ впадения ее в Волгу в начале XX века находился Михайло-Архангельский мужской черемисский общежительный монастырь. Эта обитель являлась одним из крупнейших в западной части края центров христианского просвещения. Расположенный вдали от крупных административных городов монастырь был светочем православной культуры среди местного марийского и чувашского населения.

Начиналась обитель подвижничеством местных крестьян-марийцев, уединившихся в вековые леса на Суре. В начале 50-х годов XIX века первыми отшельниками, получившими благословение приходских священников, стали крестьянин села Пайгусово Козьмодемьянского уезда Андрей Никитин и откликнувшийся на его проповедь крестьянин деревни Цыганово Михаил Герасимов. Чтение церковных книг настолько увлекло последнего, что на последние 40 рублей он купил Четьи-Минеи и удалился в скит, из которого постепенно вырос монастырь.

Никакие невзгоды и лишения не остановили подвижников. Слава о них пошла по всему горному краю. К уединенным кельям не зарастала тропа. Число отшельников увеличилось до десяти. Священник Порфирий Руфимский, автор очерка о Михайло-Архангельском монастыре, опубликованного в виде отдельной книги в Казани в 1897 году, писал о них следующее: «Соединенные одной общей целью — спасения души, они начали вести жизнь строго подвижническую; воздержание их простиралось до того, что они не употребляли не только рыбы и вина, но даже и постного масла, питаясь лишь зеленью и овощами. Занимаясь пчеловодством и огородничеством и вообще телесными трудами, все остальное время подвижники посвящали на молитву и чтение духовных книг, а особенно серии «Жития святых», которые еще более возбуждали их к подвижнической жизни. В воскресенье и праздничные дни они неукоснительно посещали храм Божий, отправляясь для этого или в г. Васильсурск или же в соседнее село Пайгусово; а в обычные, будничные дни, местом молитвенных собраний служила для них одна из пещер, вырытых по склону горы».

Дело Михаила Герасимова продолжал крестьянин Владимирского прихода Иван Захаров. Он подал просьбу Государю-Императору Александру II об организации монастыря в лесах на Суре. Хлопоты увенчались успехом. Через 20 лет после появления первых отшельников было получено разрешение на устройство обители. Весной 1868 года монастырь начал строиться. Постройка обители производилась сначала на средства местных крестьян, а с 1873 года начались благотворительные взносы. Благоустраивалась территория монастыря. К началу XX века монастырь был опоясан каменной стеной с башнями, Святыми вратами. На территории обители к 1904 году имелись каменный двухэтажный корпус с трапезной и келиями, деревянные одно- и двухэтажные дома с келиями для братии, мастерскими, гостиницей, училищем, а также хозяйственные постройки: скотный двор, мельницы, амбары и прочие помещения.

Первая монастырская церковь была деревянной во имя Архистратига Михаила, освященная архиепископом Казанским Антонием в сентябре 1871 года. Одноглавый храм был просторным и светлым, имел великолепный иконостас с позолотой, сделанный самими монахами. Почти 25 лет этот храм украшал обитель, а затем был передан по распоряжению Казанского епархиального начальства во вновь учрежденную Введенскую Вершино-Сумскую женскую обитель.

В 1881-1883 годах в настоятельском корпусе была построена и освящена домовая церковь во имя преподобного Сергия Радонежского, чудотворца с замечательным дубовым иконостасом. Иконы и иконостас были даром монастырю княжны Наталии Сергеевны Оболенской и помещика Петра Петровича Зубова.

В 1882-1891 годах в монастыре велось строительство главного храма — Благовещенского собора. В августе 1891 года храм был освящен при стечении 8 тысяч богомольцев. Собор представлял собой пятиглавый храм с колокольней и крыльцами с южной и северной сторон. Барабаны малых глав являлись восьмигранными, а большой центральный — 16-гранным. Широко расставленное пятиглавие придавало храму основательность и законченный вид. Четырехъярусная колокольня, увенчанная шестигранной главой, была очень соразмерна основному кубу храма. Колокола размещались в третьем ярусе. Большой колокол весил 62 пуда. Интерьер собора был исполнен в русско-византийском стиле. Четырехъярусный иконостас включал в себя иконы, написанные на вызолоченных чеканных фонах с эмалевыми бортиками и вставками.

Среди икон обращали на себя внимание две в изящных резных киотах: святого великомученика Пантелеимона и Божией Матери «Скоропослушница». Образ святого Пантелеимона в позолоченной ризе с частицей мощей святого угодника, вложенной в золотой мощевик, был прислан в монастырь по просьбе братии из знаменитого Афонского русского Пантелеимонова монастыря в Греции. Икона Божией Матери также была прислана из Афонского монастыря в 1876 году по просьбе игумена Паисия.

К 1904 году был завершен еще один храм монастыря — каменная Михайло-Архангельская церковь, построенная на месте деревянной церкви, переданной в Вершино-Сумскую обитель. Монастырь имел свою библиотеку, иконную «лавочку» с широким выбором православной литературы, календарей, портретов коронованных особ и картин духовного содержания.

Михайло-Архангельский монастырь имел обширное хозяйство. Угодья обители включали 60 десятин лесной дачи от казны, переданной по повелению Государя-Императора, лесной участок в 90 десятин в Васильсурском уезде Нижегородской губернии, 51 десятину пахотной земли в Васильсурском уезде, 402 десятины засурских лесных покосов, 2 мукомольные мельницы на реке Юнге. Кроме полевого хозяйства в монастыре имелись два фруктовых сада, огород, пчельник. Процветали бондарное и шорное ремесла.

Большой вклад в процветание обители на Суре внесли игумен Паисий, иеромонах, а затем игумен Амвросий. Число иноков в разные годы колебалось от 12 до 81. В 1904 году, по данным Казанской епархии, в Михаило-Архангельском монастыре было 29 монахов, 9 послушников и 99 человек, проживавших на испытании. Настоятелем являлся с 1902 года архимандрит Аркадий.

Гордостью монастыря была его школа — опора православия, образования и единения марийского населения с русским народом. С 1874 по 1895 гг. в ней обучалось более 700 мальчиков из близлежащих марийских селений.

После революции и гражданской войны монастырь был закрыт. Его строения пришли в запустение. В 1921 году в его стенах был открыт Горномарийский педагогический техникум, переведенный затем в Козьмодемьянск. В советский период монастырь был разрушен.

Почти век спустя, в 2005 году, по благословению архиепископа Йошкар-Олинского и Марийского Иоанна обитель стал духовно окормлять и восстанавливать настоятель Козьмодемьянского собора Смоленской иконы Божией Матери схиархимандрит Лаврентий (Семенов). Отреставрировано двухэтажное здание, в котором разместились домовой храм, трапезная и кельи. Построена небольшая гостиница для паломников, хозяйственные постройки. Возвели звонницу.

«Самое главное, - радуется батюшка, - что здесь вновь возжегся духовный очаг. А все остальное в руках Божиих да наших трудах и стараниях».

Подробно об истории и настоящем дне прихода Михаила Архангела с. Новая Слобода Вы можете прочитать в книге «Черемисский Михайло-Архангельский мужской общежительный монастырь». Приобрести ее можно на приходе или по четвергам в Православной центре у женщин, принимающих требы для монастыря.