Новости епархии

По зову души и не только… 338

19 сентября 2017г.
Автор: Виктория Сарынина

Новый учебный год (2017-2018) начался для учителей ОРКСЭ республики с курсов повышения квалификации, который проходил с 11 по 15 сентября.

13 сентября в Православном центре в рамках этих курсов был проведен республиканский семинар для учителей модуля ОПК («Основы православной культуры») по теме «Актуальные вопросы преподавания модуля «Основы православной культуры» учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики».

В семинаре приняло участие 16 учителей республики. Открывали семинар протоиерей Андрей Норкин, руководитель отдела религиозного образования и катехизации Йошкар-Олинской и Марийской епархии, Сарынина В.Я., сотрудник отдела, а также Михеева О.В., доцент кафедры развития образования Марийского института образования.

В приветственном слове отец Андрей Норкин обратил внимание слушателей на то, что школа сегодня испытывает своеобразный кадровый голод в специалистах в области культурологии, которые могут качественно преподавать, например, такие курсы как ОРКСЭ. Наш народ уже более тысячи лет является православным народом, так как это культура, в которой жили наши предки, которая наложила огромный отпечаток и на русскую литературу, и на русскую музыку. Более того, нравственные ценности, живущие в нашем народе на протяжении веков, – это христианские ценности, которых придерживались и придерживаются в том числе и люди, считающие себя неверующими и далекими от Церкви. Протоиерей Андрей Норкин подчеркнул особо мысль, что выращивание души маленького человека, а именно в этом состоит назначение модуля «Основы православной культуры», – процесс самый сложный и ответственный в работе учителя. Здесь нельзя ограничиться просветительскими беседами о совести, терпимости, добре и зле. Какой поступок ребенок может заслуженно назвать добрым? Как же ему осознать суть изучаемого по-настоящему? Отец Андрей напомнил древнюю истину: «Вера без дела мертва».

Диакон Димитрий Смирнов, сотрудник епархиальной комиссии по канонизации святых, в своей лекции «Православие в Марийском крае в советский период» особо обратил внимание учителей на судьбу новомучеников и исповедников земли Марийской. Эта история нашего края фактически была недоступна и неизвестна не только нашим детям, но и нам, взрослым. Дело не в том, что дети не знают дат, это ладно… Хуже другое: зачастую для них всё, что случилось до их рождения, — это седая старина, и для них нет особой разницы, что Гражданская война, что эпоха Петра Первого, что Киевская Русь, что Иудея времен Христа. А это означает, что ребята совершенно не понимают мотивацию людей прошлого, их видение мира, их взаимоотношения. Представьте, как на таком фоне рассказывать о событиях Священной Истории, или о преподобном Сергии Радонежском, или о Византийской империи. И это объективная проблема, дети тут не виноваты. Но учитель, конечно же, не должен опускать руки. Тут тоже есть свои способы. Например, задействовать межпредметные связи. Допустим, на «Основах православной культуры» учитель рассказывает детям о том, что такое монашество. Тут очень легко перекинуть мостик и в историю (тот же преподобный Сергий Радонежский и Куликовская битва), и в географию (пустыни, куда уходили монахи, или, допустим, Соловки, пещерные монастыри в Крыму, и так далее), и в литературу («Мцыри» Лермонтова, допустим, или «Отцы-пустынники и жены непорочны» Пушкина).

Преподаватель Православных образовательных курсов иерей Иоанн Кристев, магистр богословия, заместитель руководителя ЕОРОиК Йошкар-Олинской и Марийской епархии, познакомил учителей с основами православного вероучения и Священным Писанием.

О нравственной оценке отдельных явлений современной жизни поведал иерей Георгий Колотов, помощник командира В/Ч, преподаватель курсов. Он обратил особое внимание на преподавание основ православной культуры в школе. Если учителю этот предмет неинтересен, он не должен его преподавать. Иначе получится явная профанация, дети мгновенно почувствуют, что, говоря какие-то правильные вещи, учитель говорит не от сердца — а значит, слова его не будут казаться им убедительными.

И, конечно, говоря о нравственных вопросах, учитель не должен лицемерить. Если его собственный нравственный уровень низок, если христианские заповеди для него самого не более чем красивые слова, то дети будут воспринимать всё им сказанное как вранье. Они ведь всё видят, всё чувствуют. И чем более возвышенные вещи ты им объясняешь, тем больше должен сам им соответствовать. Нравственные качества, основанные на идеях добра, совести, справедливости, патриотизма, достоинства, уважения к человеку закладываются именно на уроках ОРКСЭ.

Завершился семинар круглым столом, где организаторы семинара – Сарынина В.Я. и Михеева О.В. – подвели итоги совместной работы преподавателей и сотрудников епархии и Марийского института образования с учителями ОПК.

Сами слушатели – учителя ОПК - высказали свое впечатление о работе на семинаре и сделали вывод, что «Основы православной культуры» могут стать платформой для работы с детьми не по обязанности, а по зову души.

Фотогалерея