Новости митрополии

Духовности нельзя научить насильно - это тонкий диалог 1011

26 декабря 2018г.
Автор: Виктория Сарынина

19 и 20 декабря в Москве проходила Всероссийская конференция "Эффективные стратегии реализации комплексного учебного курса "Основы религиозных культур и светской этики": теория и практика", на которую были приглашены 122 эксперта из 40 регионов РФ для обсуждения вопросов преподавания ОРКСЭ и ОДНКНР. Среди приглашенных были и два представителя от РМЭ: по линии Министерства просвещения РФ В.Я. Сарынина, сотрудник отдела религиозного образования и катехизации Йошкар-Олинской и Марийской епархии, и от Министерства науки и высшего образования РФ А.В. Артамонова, директор Центра гуманитарного образования Поволжского государственного технологического университета, курсант Православных образовательных курсов во имя святого священномученика Адриана Троицкого.

Цель проведения Всероссийской конференции, которая проходила по заказу Минпросвещения России и реализуется Союзом "Профессионалы в сфере образовательных инноваций" и ООО "Альмира" при научно-методической поддержке Московского педагогического государственного университета – обсуждение вопросов реализации комплексного учебного курса ОРКСЭ, предметов, модулей, курсов, дисциплин, направленных на изучение духовно-нравственной культуры народов России.

Первый день проходил в рамках пленарного заседания и работы пленарной секции «Изучение духовно-нравственной культуры народов России в контексте задач укрепления российской гражданской идентичности».

Открыл мероприятие советник Департамента по взаимодействию с религиозными организациями Управления Президента РФ по внутренней политике Андрей Третьяков, который обратил внимание на уникальную цивилизационную модель, созданную в России, которая требует осмысления и в образовательном сообществе.

Населяющее нашу страну многообразие народов, представители различных религиозных организаций находятся в уникальном гармоничном сосуществовании. Проблемы, которые в международном опыте заканчивались конфликтами и противостояниями, у нас преодолевались мирным путем диалога. И в первую очередь это всегда было связано с просвещением и образованием.

Педагоги являются самым коротким шагом к тем, кому мы должны передать мировоззренческие ценности. "Передать, адаптировать, выработать те решения, которые для нас были выработаны до нас", – сказал он.

Согласно данным, приведенным доцентом кафедры преподавания русского языка, литературы и художественного образования ФГАОУ ДПО "Центр реализации государственной образовательной политики и информационных технологий" Ксении Савченко, в 2018/2019 учебном году модули комплексного курса "Основы религиозных культур и светской этики" (ОРКСЭ) изучают 1 миллион 664 тысяч 366 учащихся 4 класса во всех округах и субъектах РФ.

При этом, например, в Тамбовской области модуль "Основы православной культуры" в текущем учебном году будут изучать 97,9% обучающихся всего региона. А в Чеченской республике и республике Хакасия подавляющее большинство будут осваивать модуль "Основы исламской культуры".

Анализ обеспеченности образовательных организаций учебниками по ОРКСЭ показал, что по сравнению с прошлым годом она мало изменилась, но в лучшую сторону. Ниже девяноста процентов, по словам спикера, эта цифра ни в одном регионе не опускается.

По мнению директора правового департамента Минпросвещения России Светланы Нуждиной, любое грубое дилетантское прикосновение к обсуждаемой теме, любое давление способно вызвать протест у детей.

"Подростки – это материя очень тонкая, они очень граждански активны, достаточно проблемно воспринимают любое навязывание", – сказала она, напомнив, что "важно не просто что-то им дать", но и понять, как реагируют на это школьники и их родители.

К теме религии в школе приковано внимание всех групп, вовлеченных в эту крайне важную и сложную сферу общественных отношений. "Мы государство правовое, государство светское, и нам очень важно эту сферу отношений регулировать с обратной связью, учитывая, какой результат это дает", – подчеркнула она в контексте обсуждения перспектив распространения предметной области ОРКСЭ на детей более старшего возраста.

Духовности нельзя научить насильно, это тонкий диалог, прежде всего, с родителями обучающихся. И это, конечно, диалог с детьми. "Нам необходимо учитывать их мнения и понимать их запросы", – подчеркнула она.

Приветствия в адрес участников конференции направили руководители Управления Президента РФ по внутренней политики, Министерства просвещения РФ, Общецерковной аспирантуры и докторантуры им. святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, Межрелигиозного совета России.

Ректор МПГУ А.В. Лубков открыл пленарное заседание докладом «Реализация предметных областей ОРКСЭ и ОДНКНР как средство воспитания юных граждан России». Он напомнил участникам, что изучение предметов духовно-нравственной направленности на уровне общего образования вызвано запросом со стороны общества и родителей на приобщение детей к традиционным российским ценностям, и поэтому духовно-нравственное образование в школе должно носить системный характер и не ограничиваться одним часом в неделю. А.В. Лубков рассказал о том, где и как готовятся в МПГУ к преподаванию ОРКСЭ будущие учителя, а далее обратился к проблеме изучения предметной области «Основы духовно-нравственной культуры России». По мнению ректора МПГУ, только последовательная, проработанная и продуманная реализация этой предметной области способна оказать решающее влияние на формирование российской гражданской идентичности, ответственной гражданственности, осознания детьми причастности к богатой культуре и истории нашей многонациональной и многоконфессиональной страны. Предлагаемая модель также создает условия для учета региональных, национальных и этнокультурных особенностей народов России, освоения и усвоения детьми ее цивилизационного наследия, – отметил ректор МПГУ.

Заместитель директора Центра историко-культурных исследований религии и межцивилизационных отношений ИСГО МПГУ, член Всероссийского методического объединения по ОРКСЭ и ОДНКНР Е.Ф. Теплова рассказала о региональном (московском) опыте взаимодействия при реализации предметов духовно-нравственной направленности с религиозными организациями Москвы. А директор указанного Центра, профессор МПГУ Е.А. Омельченко представила разработанную недавно модель диагностики межкультурной компетентности педагога и рассказала о научных исследованиях и практических проектах, направленных на ее внедрение в образовательных организациях.

После обеда участники конференции работали по группам: в разрезе каждого модуля формировались предложения по совершенствованию преподавания модулей комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики».

На следующий день прошел конкурс и одновременно обсуждение региональных проектов на участие в организации мероприятий в рамках проекта на 2019 год РГПУ имени А.И. Герцена (г. Санкт-Петербург), Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского (г. Симферополь) и Института развития образования Пермского края (г. Пермь).

В рамках конференции прозвучали предложения, связанные с совершенствованием преподавания курсов ОРКСЭ и ОДНКНР: предметная область ОДНКНР является продолжением предмета ОРКСЭ и должна быть представлена инвариантным (федеральным) содержанием в форме стандартизированного учебного предмета, рассчитанного на 5 лет, состоящего из нескольких учебных курсов, имеющего универсальное содержание и ориентированного на реализацию требований к образовательным результатам в соответствии с ФГОС.

Рабочие группы представили свои предложения по совершенствованию преподавания модулей комплексного учебного курса ОРКСЭ, также была организована работа секций: «Практика реализации предметных областей ОРКСЭ и ОДНКНР: воспитательные задачи и профилактика экстремизма», «Региональная специфика и проблемы учебно-методического обеспечения реализации предметных областей ОРКСЭ и ОДНКНР», «Психолого-педагогические особенности и инновационные методики преподавания основ духовно-нравственной культуры народов России».

Фотогалерея



Теги: Все новости раздела »



Новости по теме

18 ноября 2019г.
​​​​​​​В период с 11 по 14 ноября в рамках Рождественских чтений в Волжской епархии прошли творческие встречи известных московских артистов с учащимися образовательных учреждений.
15 ноября 2019г.
11 ноября в Епархиальном образовательном центре начала обучение по среднесрочной 3х-годичной программе группа миссионеров-катехизаторов.
29 августа 2019г.
27 августа в Пушкинском зале Гимназии № 4 имени А.С. Пушкина г. Йошкар-Олы состоялось заседание Городского методического объединения учителей начальных классов, посвященное теме «Обеспечение качества образовательных услуг в условиях реализации ФГОС».