Новости митрополии

Человеческая жизнь как высшая социальная ценность 2484

27 октября 2018г.
Автор: Виктория Сарынина

В конце октября 2018 года в Православном центре впервые отделом религиозного образования и катехизации Йошкар-Олинского благочиния Йошкар-Олинской и Марийской епархии и отделом воспитания и дополнительного образования Управления образования г. Йошкар-Олы было проведено общегородское родительское собрание в форме круглого стола по теме «Цена человеческой жизни».

С родительской общественностью встретились священнослужитель и специалисты разного профиля, чтобы обсудить эту злободневную в наше время тему. В частности, в разговоре приняли участие Новоселова Людмила Андреевна, заместитель мэра г. Йошкар-Олы по социальным вопросам, Усков Вадим Владимирович, начальник Управления образования г. Йошкар-Олы, Тарасов Евгений Витальевич, старший следователь следственного комитета г. Йошкар-Олы, Бондаренко Марина Юрьевна, врач-суицолог ГБУ РМЭ «Республиканский психоневрологический диспансер», Киримова Нана Шамовна, психолог диспансера, Крылова Елена Леонидовна, педагог-психолог ГБОУ РМЭ «Центр психолого-педагогической реабилитации, подготовки семей для принятия детей и их профессионального сопровождения «Детство», Козлова Марина Васильевна, тренер проекта «Школа безопасности «Стоп Угроза» в г. Йошкар-Оле и протоиерей Андрей Норкин , благочинный Йошкар-Олинского церковного округа, руководитель отдела религиозного образования и катехизации Йошкар-Олинской и Марийской епархии.

Многие из выступавших неоднократно ссылались на статью 20 Конституции Российской Федерации, которая гласит: «Каждый имеет право на жизнь». Здесь хотелось бы напомнить и о статье 6 Конвенции о правах ребенка, где четко прописано: «Ребенок имеет право на жизнь. Государство обязано обеспечить выживание и здоровое развитие ребенка». Что же означает человеческая жизнь?

Человеческая жизнь – целенаправленное развитие и деятельность человека, его бытие: материальное (телесное), идеальное (сознание: абстрактно-логическое, чувственно-эмоциональное), материально-идеальное (сознательная целенаправленная волевая деятельность и взаимодействие с другими людьми).

Жизнь очень хрупкая, но мы этого часто не осознаем и поэтому не ценим ее.

Каждый человек рано или поздно задает себе вопросы: стоит ли жизнь того, чтобы жить? Имеет ли жизнь человека какой-либо смысл и ценность? Самая высшая и абсолютная ценность – это сам человек, его жизнь. Говорить о ценностях вне человека нет смысла. Ценность жизни бесспорна. Ведь если нет земного существования, то остальные ценности утрачивают свою значимость.

У каждого человека складывается свое, индивидуальное представление о том, что для него нужно и важно. Для того, чтобы он мог жить, ему нужны его жизненные силы, способности, возможность действовать и удовлетворить свои потребности, такая окружающая среда, в которой он мог бы жить и реализовать свое человеческое предназначение, самореализоваться как человеческая личность. На различных этапах жизни человека и в различных обстоятельствах те или иные ценности выдвигаются на передний план, складывается определенная иерархия ценностей, но при этом остается осознание самоценности своей жизни как таковой. Человеческая жизнь одновременно является и объективной социальной ценностью, т.к. человек с самого начала своей жизни является членом какой-либо социальной общности, связан с нею своей жизнью и деятельностью и сама эта общность – результат жизнедеятельности и взаимодействия людей.

За жизнь несовершеннолетних, в первую очередь, отвечают их родители. Однако, чувство самосохранения в детях возникает не сразу, а с годами с постепенным развитием.

Угроза жизни ребенка – это потенциально возможное событие, которое может привести к летальному исходу несовершеннолетнего человека.

Семейный аспект угрозы жизни ребенка заключается в том, что порой сами родители (законные представители) представляют реальную опасность для своих детей. Это может быть нанесение побоев, жестокое обращение, прямые попытки убийства или создание детям условий, несовместимых с жизнью, либо неоказание необходимой помощи умирающему ребенку. Например, родители оставляют своих малолетних детей одних дома, в холодном неотапливаемом помещении, без продуктов питания, либо с посторонними гражданами асоциального поведения, употребляющими алкогольные напитки, или с детьми более старшего возраста, которые не в состоянии осуществлять контроль за малолетними детьми, все это может привести к смерти ребенка. В указанных случаях, в отношении родителей могут быть применены меры общественного воздействия, нормы административного, семейного и уголовного права.

Социальные угрозы жизни ребенка – это поведение окружающих детей, обычно одного возраста или старше, которые могут нести смертельную опасность несовершеннолетнему человеку. Во-первых, могут заключаться в прямой угрозе жизни, ведь дети, а особенно подростки бывают очень агрессивны, жестоки и часто не могут рассчитать свои силы. Например, Вы видите у ребенка ссадины, он имеет затравленный вид, замыкается в себе и не хочет ни о чем говорить – это всегда повод для беспокойства.

В ходе обсуждения обозначенной темы специалисты, отвечая на вопросы родителей, постарались дать не просто развернутые ответы, но и советы. Например, следователь Тарасов Е.В. посоветовал ограничить доступ к сети Интернет, но не исключать его совсем из жизни ребенка. Самое главное – чаще быть с детьми вместе. Его поддержала психолог Киримова Н.Ш., которая рекомендовала родителям отслеживать, на каких сайтах сидят дети, т.к. они часто чувствуют себя одинокими. Тренер Козлова М.В. рассказала родителям о буллинге. Что это такое? Это травля, т.е. физическое и психологическое насилие. Существуют разные виды травли, в частности, кибербуллинг – травля через средства связи. Участниками травли становятся чаще всего дети 10-14 лет. Что же делать нам, взрослым, в этом случае? Ответ однозначен: Реагировать на травлю обязательно нужно, т.к. травля – это не конфликт. Психолог Крылова Е.Л. в своем обращении к родителям подчеркнула, что дети в школе проводят времени больше, чем дома, и нам порой сложно понять, что происходит с ребенком в подростковом возрасте. В этот период он быстро растет, к своему телу пока еще не может привыкнуть. По сути, наши дети-подростки слишком долго остаются детьми, поэтому мы, родители, в первую очередь должны перестроиться в своих отношениях к ним.

Итоги разговора о цене человеческой жизни подвел протоиерей Андрей Норкин. Он подчеркнул очень важную мысль, которая сквозила почти в каждом выступлении участников круглого стола, а именно, чтобы воспитать, надо самому быть воспитанным. Что такое жизнь? В чем смысл жизни? Мы не знаем, в чем истинный смысл человеческой жизни. Православие утверждает: жизнь – это отсутствие смерти, избежание смерти. Сам Господь говорил: «Я есть жизнь вечная». Православие учит нас, что человеческая жизнь – это наибольшая ценность в этом мире. Какую цену даст человек выкупом за душу свою, спрашивает нас Евангелие. Все сокровища мира, и даже весь мир не стоят души человеческой. Но русский менталитет почему-то исторически сформировался так, что ценность государства у нас выше, чем ценность жизни человека. Жизнь представляет великий дар, о значимости которого никто не должен забывать. Человек не является владыкой жизни и смерти, а потому и решать, жить другому человеку или не жить, он не может. Человеческая жизнь по природе священна и всегда достойна уважения и покровительства. Все человеческие жизни равноценны на любой стадии развития, от зачатия до смерти. Но почему-то люди перестали это осознавать, выбрав более легкий путь - путь быстрых эгоистичных решений, право на принятие которых им никто не давал. Сегодня дети испытывают страшный духовный вакуум, но ведь душа тоже требует внимания. И здесь важна роль школы как стратегического объекта, но в этом качестве школа остается в стороне. Вот пример такого отстранения: только 20% родительской общественности города выбирает модуль Основы Православной культуры, в основном родители выбирают Основы светской этики. Когда в стенах университета мы встречаемся со студентами, то видим, что они уже воспитаны на чуждых Православию идеалах. Поэтому совет может быть один: научитесь вместе с учителями работать с вашими детьми, быть чуткими к их проблемам, усилить внимание к их чувствам и переживаниям. Больше общайтесь с детьми, изучайте их внутренний мир, обращайте внимание на их эмоциональные состояния, обсуждайте проблемы, учите их разрешать. Безвыходных ситуаций не бывает, главное – это сохранение жизни и здоровья, ведь человеческая жизнь – это и есть высшая социальная ценность.

Перед началом мероприятия собравшимся был презентован цикл видеороликов «Мои первые шаги в храме», созданных в рамках реализации одноименного проекта при поддержке Международного грантового конкурса Православная инициатива.

Фотогалерея



Теги: Все новости раздела »



Новости по теме

18 апреля 2019г.
15 и 16 апреля Йошкар-Олинскую и Марийскую епархию посетил диакон Илия Кокин, кандидат богословия, кандидат культурологии, член Союза писателей Москвы.
16 апреля 2019г.
15 апреля в МОУ «Гимназия имени Сергия Радонежского г. Йошкар-Олы» состоялась встреча с диаконом Ильёй Кокиным, кандидатом богословия и культурологии.
25 февраля 2019г.
23 февраля воспитанники воскресной школы "Преображение" при храме Архистратига Михаила п. Сернур, богатыри молодежного клуба "Пересвет" и молодежь прихода собрались в храме на праздничный молебен.