Новости митрополии

В Неделю 14-ю по Пятидесятнице епископ Феофан совершил Литургию в Волжске 1279

28 сентября 2021г.
Автор: Пресс-служба Волжской епархии

26 сентября, в Неделю 14-ю по Пятидесятнице, праздник Обновления храма Воскресения Христова в Иерусалиме (Воскресение словущее), епископ Волжский и Сернурский Феофан совершил Божественную литургию в Никольском кафедральном соборе г. Волжска.

Его Преосвященству сослужили клирики кафедрального собора. Песнопения исполнял архиерейский хор.

По завершении Литургии владыка Феофан обратился к верующим с архипастырским словом, рассказав о событии освящения храма Воскресения Христова в Иерусалиме.

«Этот праздник еще называется «Воскресением словущим» и означает, что он слывет в народе Воскресением, в отличие от Праздника Светлого Христова Воскресения – Пасхи Христовой, ибо относится именно к освящению храма в честь Воскресения Христова, построенному равноапостольным царем Константином и его матерью равноапостольной царицей Еленой.

После вольных страданий на Кресте Господа нашего Иисус Христа, после славного Его Вознесения на небо, место распятия Спасителя, к сожалению, долго попиралось язычниками.

В 70-м году после Рождества Христова римский император Тит разорил Иерусалим, разрушил храм Соломона, не оставив там камня на камне. Об этом разрушении говорил Спаситель в беседе со своими учениками, описанной в Евангелии.

Позднее, в 117 году, другой языческий император засыпал землей место распятия Спасителя, Голгофу, Гроб Господень и другие святые места. Над ними были поставлены языческие идолы, построены храмы в честь ложных богов. И долгое время здесь приносились жертвы демонам. Император-язычник хотел всеми силами затмить в памяти людей воспоминания о том, что на этих местах Спаситель совершал свою проповедь и добровольно дал распять Себя людям, чтобы искупить весь человеческий род и вернуть к вечной блаженной жизни.

Но со вступлением на царство благочестивого равноапостольного императора Константина и его матери святой равноапостольной царицы Елены изменилось отношение к христианству. Святой Константин решил очистить город Иерусалим от всех загрязнений: и духовных, и явных, которые оставили языческие императоры, управлявшие прежде его. И вот царица Елена, взяв с собой много золота, отправляется в Иерусалим, чтобы найти Крест, на котором Господь наш Иисус Христос добровольно пострадал нас ради человек и нашего ради спасения.

Святая царица Елена разрушила идольские капища, храмы, построенные в честь ложных богов, попрала все идолы. По милости Божий было найдено и место распятия Спасителя – Голгофа, и Гроб Господень, где Он был погребен после распятия. Нашли и Крест Господа Иисуса Христа, и гвозди, которыми был прибит Спаситель, и табличку с надписями. Вместе с Крестом Господа были найдены еще два креста. Чтобы определить, на каком из трех крестов был распят Спаситель, Иерусалимский патриарх Макарий благословил возлагать поочередно кресты на усопшего человека, которого проносили мимо. Как только Крест Христов коснулся умершего, он тут же ожил. Видя это явное чудо, патриарх Макарий и царица Елена воздвигли Крест Господень на возвышенности, чтобы он был всем виден, и люди издалека могли поклониться Кресту, на котором Господь совершил жертву искупления человеческого рода.

Святая равноапостольная царица Елена сразу же приступила к постройке величественного храма, который включил в себя место распятия Спасителя – Голгофу и Гроб Господень, находившиеся на небольшом расстоянии друг от друга. Храм строился в течение 10 лет. Но царица Елена не дожила до окончания строительства храма. Возвратившись в Константинополь, она в 327 году отошла ко Господу.

В 335 году, 13 сентября (по новому стилю 26 сентября), Новозаветный храм был освящен в честь Воскресения Христова. Освящение храма совпало с тридцатилетием царствования царя Константина и с прохождением I Тирского Собора. В освящении этого храма приняли участие святые отцы, собравшиеся из многих стран на Собор.

Сегодня мы с вами, дорогие братья и сестры, придя в храм, воспоминаем это радостное событие, которое освятило души и всех присутствующих в этом храме, и освящен был и весь город Иерусалим. С тех пор, люди посещают Иерусалим, поклоняясь Великим Святыням, находившимся внутри храма Воскресения Христова».