Новости митрополии

Митрополит Иоанн возглавил вечерню с акафистом Воскресению Христову в Благовещенском соборе 486

4 мая 2020г.
Автор: Иван Трофимов, фото - Савва Фокша, Иван Трофимов

3 мая, вечером Недели святых жен-мироносиц, митрополит Йошкар-Олинский и Марийский Иоанн возглавил вечерню пасхальным чином с пением акафиста Воскресению Христову в Благовещенском кафедральном соборе. 

Владыке сослужили секретарь Йошкар-Олинского епархиального управления иеромонах Серафим (Пасанаев), ключарь собора протоиерей Сергий Поглазов, клирики собора иереи Никифор Захаров, Артемий Промович, Евгений Самойлов, диаконы Андрей Дружинин, Игорь Коваль и клирик храма Рождества Пресвятой Богородицы с. Семеновка протодиакон Михаил Козловский. Богослужебные песнопения исполнял хор под руководством регента Татьяны Черновой. 

Богослужение началось торжественной встречей Владыки и облачением в центре храма. 

Припевы акафиста Воскресению Христову хор исполнял на разных языках, символизируя то, что Воскресший Христос победил смерть и открыл врата спасения для всех народов.

Для справки:

Славянские и русские переводные акафисты получили распространение на Руси во 2-й половине XIV – начале XV в. Среди сборников, содержащих переводные акафисты, можно упомянуть Канонник прп. Кирилла Белозерского (1407 г.), содержащий икосы архистратигу Михаилу, Иоанну Предтече, святителю Николаю, а также канон похвальный Пресвятой Богородице (с Акафистом). Вероятно, одним из древнейших славянских памятников этого жанра является акафист Пресладкому имени Иисусову (Акафист Иисусу Сладчайшему).  

До конца XVIII в. интерес к жанру акафистов на Московской Руси был невелик в отличие от юга и запада России, где акафисты были широко распространены.

Расцвет акафистного творчества в России приходится на 40-е годы XIX в. – начало XX в. Импульсом к созданию акафистов стала деятельность архиепископа Херсонского Иннокентия (Борисова), который переработал акафисты, употреблявшиеся тогда униатами: Страстям Христовым, Покрову Пресвятой Богородицы, Гробу Господню и Воскресению Христову, Святой Троице, архангелу Михаилу. Будучи епископом Харьковским (1843-1848 гг.), он установил исполнять их в местных храмах, так как «действие сих акафистов на народ было чрезвычайно сильное и благородное».

 Акафистное творчество в России было явлением общецерковным, авторами акафистов могли быть люди самого разного церковного и общественного положения: духовные писатели, профессора духовных школ, священнослужители.

После восстановления Патриаршества в России продолжали печататься новые акафисты. В это время главным образом переиздавались акафисты синодального периода, впервые были напечатаны 2 акафиста Патриарха Сергия (Страгородского) – Воскресению Христову и Божией Матери ради Ее иконы Владимирской.

Православная Энциклопедия Т. 1, с. 371-381

 

Фотогалерея