Публикации

Когда союз благословлен 640

13 апреля 2022г.
Автор: Ольга Четаева, «Семейная газета» 5 апреля 2022 г.

В XXI веке семейные союзы переживают не самые лучшие времена: на сто браков приходится почти 70 разводов. За этими цифрами – боль и опустошение тех, кто еще вчера давал согласие быть друг с другом и в беде, и в радости. И эта статистика еще не учитывает положение тех, кто живет вместе, не оформляя свои отношения. Почему семейные узы становятся менее прочными? Может, пора вспомнить, как закладывались крепкие браки предыдущих поколений? 

Вместе и навсегда

Вечер пятницы, уютная библиотека храма Рождества Христова в Йошкар-Оле. Здесь в это время проводятся беседы о христианском понимании семьи с теми, кто принял решение венчаться. Для многих из будущих молодоженов этот серьезный шаг совершается не ради красивой картинки. На венчание решаются осмысленно, чтобы – навсегда. Приходят и молодые, и уже пожившие в браке пары.

– Суть венчания заключается в церковном благословении брака, – объясняет священник храма иерей Дмитрий Дьяков. – В храме закрепляется желание двух любящих людей создать христианскую семью. Как понимает брак Церковь? Это установленный Богом союз мужчины и женщины.

Как правило, с желанием венчаться приходят чаще те пары, которые только-только собираются создать свою семью. И в тот же день, когда они поставят свои подписи в загсе, или в ближайшие дни они намерены прийти в храм, чтобы участвовать в таинстве венчания.

– И тогда все – гармонично, – продолжает отец Димитрий, – и официально заключенный брак, и венчание в храме, то есть благословение Господа на совместную жизнь.

Бывает, конечно, что венчаться хотят супруги, которые вместе прожили уже не один десяток лет.

– Для тех, кто состоит в браке уже долгое время, существует особый чин венчания супругов, «в летех мнозех сущих». Если посмотреть на чинопоследование таинства Венчания, там есть молитвы, в которых священник и все стоящие в храме просят о том, чтобы сложилась жизнь молодоженов. В том числе просится и о чадородии – этому уделяется особенное внимание.  Когда приходят те, кто вместе уже сорок лет, то говорится об их детях и внуках.

 О христианском понимании брака молодым рассказывают на предварительной беседе перед венчанием. Тогда же взволнованным предстоящим событием молодым рассказывают и о самом таинстве венчания, о молитвах, которые будут звучать. Подскажут, что до этого таинства молодожены должны исповедоваться и причаститься.

Как говорят в храме, многие приходят на венчание с родительского благословения. Впрочем, те, кто венчается осознанно, по-другому начало семейной жизни и не представляют.

– Если человек живет христианской жизнью, ходит в храм, исповедуется и причащается, то не возникает никаких вопросов, – уверен отец Дмитрий. – Решили жениться – конечно же, надо венчаться!

Не ради картинки

Сегодня двери храма открыты для всех. Но при этом желающих венчаться, признаются в Церкви, стало меньше. Почему?

– Я надеюсь на то, что люди стали понимать ту ответственность, которую они на себя берут, – отвечает отец Дмитрий. – Брак ведь должен быть один – хорошо бы найти себе того единственного спутника жизни и следовать с ним чрез все перипетии нашего жизненного пути. Венчаний раньше было много – в девяностые годы, в начале нулевых, когда происходило так: давай повенчаемся – а давай. Бывало иногда, что люди даже не были женаты. Или поженятся и повенчаются – для красоты: мол, как здорово, все люди на нас смотрят. То есть этому не придавалось должного значения. А Священное Писание говорит: что Бог сочетает, того человек да не разлучает. Сейчас, я надеюсь, более осознанно относятся к этому Таинству.

Венчание – это благословение Господне на совместную жизнь. Благословение, молитва о том, чтобы все у них ладилось в семье, и с детьми, молятся и о том, чтобы в доме был достаток, и о родителях. Если так логически подумать: живет пара, считают себя православными людьми, поженились, но почему-то не хотят венчаться. А почему? Может, не уверены в совместном будущем?

– Брак – это и любовь между мужчиной и женщиной, и взаимное доверие, и уважение. А если пара живет, даже не зарегистрировавшись, то мне кажется, чего-то не хватает в этих отношениях – или доверия, или любви.

Не благословляется

Чей брак Церковь не благословит? Не обвенчают пару, если один из супругов – иноверец. Не смогут венчаться и кровные родственники, если это родство близкое: церковные правила в отношении родства жестче, чем государственные. Невозможно венчание без регистрации государственного брака, хотя бывают и исключения – например, венчание на несколько дней раньше. Но это возможно с благословения правящего архиерея. Не благословляется брак, если один из супругов – атеист.

– Есть еще такие случаи, когда супругами хотят стать крестные у одного крещаемого. Это возможно только по благословению правящего архиерея, – уточняет отец Дмитрий.

Также только по благословению владыки могут вступить в повторный брак второбрачные. Архиерей выясняет их намерения, а также причины развода в предыдущем браке.

Если официальный брак может быть расторгнут во время развода, то как поступает в данном случае Церковь?

– Как такового чина развенчания нет, – говорит отец Дмитрий. – Если люди по каким-то причинам развелись, при этом они состояли в церковном браке, – не будем уточнять, кто виноват, кто нет – то в дальнейшем, если один из супругов решит выйти замуж или жениться, то он должен идти к правящему архиерею и получить разрешение – благословение на повторный брак, повторное венчание.

Бывает, что владыка может дать время на испытание намерений.

Отметим, что Церковь допускает третий брак, а больше – уже нет. То есть если кто-то захочет посетить загс в четвертый раз и после этого обвенчаться, то Церковь этот брак уже не благословит.

Сейчас, во время Великого поста, таинство Венчания не проводится, как и в другие многодневные посты. Нельзя венчаться и в светлую седмицу после Пасхи. Первое воскресенье после Пасхи – Красная горка, тогда и свадьбы играют, и венчаются. Не венчают и накануне постных дней – по вторникам и четвергам, поскольку ночи за ними выпадают уже на постные дни, и в субботу.

Не обещался ли?

– Венчание – это и таинство, и общественное богослужение, поэтому свидетели подразумеваются, – говорит отец Дмитрий. – Именно перед свидетелями венчающиеся отвечают на вопросы: «Не обещался ли ты другой жене?» – «Нет, не обещался». В тех случаях, когда нет возможности свидетелям присутствовать на таинстве – а бывают всякие обстоятельства, я венчал в больнице, причем достаточно пожилых, проживших в браке более сорока лет, – понятно, что там свидетелей не было. Но если такая возможность есть, они предусмотрены. Есть традиция, что свидетели держат венцы. Это красиво!

Но порой ради свадебной красоты молодые копят деньги несколько лет, при этом, по словам священника, уже вступая в то самое греховное сожительство. Его совет: не копить, а зарегистрировать отношения, чтобы все было по закону, чтобы не было греха в отношениях. А потом – на венчание.

– Таинство Венчания само по себе очень красивое. Происходит все торжественно! Священник читает молитвы, хор поет замечательные песнопения, потом священник говорит напутствия, благословляет иконами. Тут же родственники и друзья, которые тоже стоят в благоговении. Все в радости пребывают. И когда выходят молодые, колокола звонят.

Начинается семейная жизнь. Какой она будет? Отец Димитрий говорит: надо, чтобы жена была помощницей своему мужу во всем, а муж свою жену жалел и оберегал, чтобы оба снисходили к немощам друг друга, заботились о своей половинке, как о самом себе. Так вот вместе – в любви и взаимопомощи – и должно строить свою семью.

Вставки:

Церковь признает зарегистрированный государством брак. Жизнь в зарегистрированном браке не считается грехом. Но она призывает и к церковному браку. Если же люди живут без регистрации брака, это сожительство, Церковь определяет это как грех.

На венчании молодых благословляют иконами Иисуса Христа и Божией Матери. Венчальные иконы – это складень, как книжка, символизирующий, что двое теперь вместе.

Венчание состоит из нескольких обрядов. Сначала – обручение, или помолвка. Обручение, когда священник благословляет и надевает кольца, раньше проводили задолго до венчания. И лишь спустя какое-то время – само таинство Венчания. Так можно делать и сегодня.