Новости митрополии

Храм Всех святых, в земле Российской просиявших п. Советский отметил престольный праздник 2093

6 июля 2021г.
Автор: Елена Егошина

Во второе воскресение после Троицы Православная Церковь отмечает праздник Всех святых, в земле Русской просиявших. В этом году праздник пришелся на 4 июля.

В воскресный день праздничную службу в храме Всех святых, в земле Российской просиявших поселка Советский совершил настоятель храма протоиерей Николай Ярошевич. Ему сослужили настоятель храма Рождества Христова г. Йошкар-Олы иерей Александр Лоскутов и клирик Вознесенского собора диакон Сергий Метелев. Песнопения исполнял хор Троицкого храма Йошкар-Олы под управлением регента Анны Ярошевич.

Отметить престольный праздник собралось множество верующих не только из п. Советский, но и из окрестных селений, и из города. Многие причастились Святых Христовых Таин. После Литургии прошел крестный ход вокруг храма со чтением Евангелия и кроплением святой водой.

Напомним, идея соборного празднования памяти русских святых появилась в середине XVI века, после падения Византии и обретения церковной самостоятельности и прославления сонма русских святых на Московских Соборах 1547 и 1549 гг. В результате Смуты, Никоновских реформ, синодального периода истории нашей Церкви традиция празднования праздника была утрачена. Современное празднование всех святых, в земле Российской просиявших, было установлено по решению Поместного Собора Российской Православной Церкви 1917-1918 гг. Гонения на Церковь в советское время препятствовали нормальной церковной жизни и только в годы Великой Отечественной войны стало возможным совершать богослужения, отмечать церковные праздники.

Cвятость – это то, что исходит от Бога. Бог свят (Откр. 4:8), Он в святости пребывает. Свят Его закон и заповеди, они праведны и добры, как писал апостол Павел (см. Рим. 7:12). Свят Иисус Христос, Сын Божий (Лк. 1:35), а от Его Тела – и вся Церковь. В Церкви Дух Святой сообщает святость людям и предметам, которые, проходя по земле, освящают ее своим присутствием. Там, где жили святые люди, получили названия «святых» даже горы, пещеры, острова и озера.

Человек, называющийся святым, отличается духовным совершенством и близостью к Богу. Святость – это результат жизни человека, который стремится быть с Богом неразлучно. Как писал апостол Павел: «плод ваш есть святость, а конец – жизнь вечная» (Рим. 6:22). «Жизнь вечная», «Царство Небесное», «святость» – это категории одного порядка. Это понятия, объясняющие бытие с Богом.

Мы сегодня прославляем тех наших сродников, финалом жизни которых стала святость и на земле, и в Отечестве Небесном. Поставим себе вопрос: достижима ли их святость для современного человека? Как пишет св. Иоанн Кронштадский, Бог усматривается «в мире мысли, в мире деятельности и в мире вещественном». Мы уже рассматриваем Его через окружающий мир как через стекло (см. 1Кор. 13:12). Но степень чистоты стекла наших очков зависит от того, насколько мы о Боге помним каждый день и к Нему тянемся. Степень притяжения к Нему, степень восхождения – это и есть мера святости. Видеть Бога «как Он есть» доступно для человека нашего времени. Каждый, кто наследовал жизнь вечную, имел Духа Святаго в сердце своём, был примером и светом для окружающего его мира. И куда бы мы ни пошли, в какой бы уголок нашей страны, – везде есть местночтимые святые, прославленные, которые находятся здесь своими мощами. Это помощь для нас, чтобы мы шли, глядя на их пример, были укрепляемы, были поддерживаемы их святыми молитвами.

Протоиерей Георгий Таранушенко, настоятель храма святых страстотерпцев Бориса и Глеба в Дегунине (Москва) пишет: «Мы с вами дети святых. Ибо в недавнее лихолетье многие приняли венец мученика, не отрекшись от Христа. И они молятся о нас, поэтому и возрождается Церковь на Руси. Поэтому и начинают люди возвращаться в храм, много лет прожив без храма. Потому что у них тысячелетняя православная родня, которая молится о них, вымаливает их. И нам необходимо быть такими святыми, если хотим, чтобы наши дети и внуки были в храме. Мы будем за них молиться и здесь, и когда отойдём ко Господу».

Всегда в Церкви все делается с определенной целью, и ее опыт, который она накапливала, используется для ведения своих прихожан, своих чад в Царство Небесное. Поэтому в установлении праздника Всем российским святым есть духовный смысл, который заключается в том, чтобы показать человеку этот путь, который приводит его к Богу.

Сегодня Русская Православная Церковь вспоминает всех праведников, подвижников, страдальцев за веру, чей подвиг был связан с нашей страной: от святого апостола Андрея Первозванного до новомучеников 20 века. Это праздник как прославленных святых, так и тех, чьи имена ведомы одному лишь Богу. Это праздник всей Святой Руси. Все святые, в земле Русской просиявшие, молите Бога о нас!