Казнь в искусстве

Художников всегда цепляли и интересовали те события в жизни людей, когда человек стоит на грани выбора между жизнью и смертью, потому что именно в эти моменты он предстает перед нами абсолютно обнаженным, проявляя истинные черты своей души. Одним ярчайших примеров таких событий всегда была казнь. Именно через казнь, т.е. государственное решение уничтожения той или иной личности, художник может выразить свое отношение к государству, к толпе, к тому или иному событию, к отдельному человеку. Поэтому казнь была излюбленным сюжетом множества живописцев всех времен и народов. Тем не менее, в наше время, эти шедевры обыгрываются дизайнерами в эскизах разнообразной упаковки, наружной рекламе и даже в телевизионных роликах. Про мемы в интернете можно даже не упоминать - их бесконечное множество.


Угнетенные за веру

Распятие - глубоко философская и многогранная тема. Традиционно связанная с Иисусом Христом, она зачастую является размышлением художника о человеке, о добре и зле, о вере, о том, кто такие мученики, и о самом Христе. Тема гонений на еретиков и первых христиан также не менее актуальна в изобразительном искусстве, чаще она отражает жестокие нравы того времени.
Первых последователей Христа распинали, забрасывали камнями, обезглавливали, сжигали, вешали и закалывали копьями. Такие события можно увидеть на полотнах Тициана (“Мученичество святого Лаврентия”), Рубенса (“Мученичество Святого Фомы”),Мазаччо (“Распятие апостола Петра”), Флавицкого (“Христианские мученики в Колизее”), Семирадского (“Светочи христианства”) и многих других живописцев.

Нередко художники изображали казни-зрелища, в которых мученики предавались звериным пыткам. Таковы картины Поленова (“Царская забава”), Ривьера (“Даниил во рву со львами”), Жерома (“Последняя молитва христианских мучеников”).

Жертвы инквизиции

Инквизиция - одна из страшнейших страниц жизни на Земле. Для выбивания отречения от своих слов, невинных людей подвергали невыносимым пыткам, после которых мало кто выживал, а если даже и выживал, то его заживо сжигали на костре, эта казнь называлась Аутодафе, вешали или обезглавливали гильотиной, устраивая из этого публичное зрелище. Так проявляла свою непоколебимую власть церковь. Жестокость и кровожадность отличают это время, священные расправы над ведьмами и ересью, в лице которых зачастую выступали ученые и неугодные государству люди, стали в искусстве символом преданности своему делу и идеям, от которых не отступились даже под знаком смерти Николай Коперник, Джордано Бруно и священная Орлеанская Дева Жанна д’Арк, или Святая ведьма, стала не только национальным героем Франции, но и излюбленным персонажем картин многих художников, и не только. Так, своей любимой героине посвящали оперы Чайковский, Верди и Россини, стихи, поэмы и целые романы - Шиллер, Шоу и Твен, картины Деларош (“Допрос Жанны кардиналом Винчестера”), Сент-Эвр (цикл картин), Фрагонар (“Жанна д’Арк на костре”) и Рерих (триптих “Вечная Матерь. Жанна д’Арк).

Убийство царских особ

Власть всегда была лакомым кусочком для людей, ради неё они способны на все: предательство, измена, кража, убийство… Быть правителем страшно, но ещё страшнее быть наследником. Цареубийство всегда интересовало художников, через эти сюжеты можно выразить многое: отношение и образ государства, недовольство народа, “очеловечить” правителя. Так Илья Репин на своей знаменитой картине “Иван Грозный и сын его Иван” изобразил горе и безумие простого человека, отца, убившего своего сына. Это не только психологический портрет просто человека, это портрет власти и народа, угнетенного помещиками. Недаром картина долгое время была запрещена, хоть она и не имела прямого отношения к правящему в то время новоиспеченному императору Александру III, т.к. выражала безумие и жестокость власти.

Совершенно иная по характеру картина Ильи Глазунова “Царевич Димитрий”, она создана в 1967 году. На ней практически нет крови, о цареубийстве напоминает лишь тонкая красная полоска на шее мальчика. Чистые голубые глаза - символ невинности и безучастности.

Казнь по русски

Самая известная русская картина о казни - это, конечно же, “Утро стрелецкой казни”. Этот шедевр - портрет русского народа, переживающего перелом времени. На этой картине тоже нет крови, зато есть лица людей, испытывающих страшное горе. В ней нет ни одного случайного лица, каждое - выражает определенное психологическое состояние, из которых складывается трагедия.

Дата публикации: 08.08.2019

Все новости раздела






Другие новости раздела

Создание коллажа из разныъ фотографий
Коллаж из разных фотографий — это не только прекрасный способ лишний раз порадовать своих родных, но и сделать таким образом памятный виртуальный альбом...
Фотограф на крестины ребенка
«Фотограф на крещение в Москве» - по этому запросу в интернете вы найдёте сотню претендентов-профессионалов, возможно мастеров своего дела, но можно так сказать «попасть» и на человека лишь формально выполняющего свою работу....
Как ускорить видео в ВидеоМАСТЕРЕ
Программа ВидеоМАСТЕР поможет новичкам и более опытным пользователям. Всегда необходимо иметь под рукой удобный конвертер видео, который позволит удалить всё ненужное, а в некоторых случаях ускорить или, напротив, замедлить видео...






Яндекс.Метрика