Статьи, Пресс-релизы

Кирилловская церковь. Роспись храма.

17 мая 2017г.

Кирилловская церковь была заложена в окрестностях Древнего Киева семейством черниговских князей Всеволодом Олеговичем и Марией Мстиславовной. Храм был назван на честь Святого Кирилла, скорей всего такое имя при крещении и взял Всеволод.

Для потомков Ольговичей, храм стал родовым склепом для захоронения и летней резиденцией. В 1194 году здесь был даже похоронен легендарный князь Святослав, герой поэмы «Слово о полку Игореве».

Современный вид Кирилловской церкви в формах барокко только условно напоминает ее оригинальную архитектуру, а вот интерьер храма практически не изменился с XII века. В 60-х годах XIX века церковь очутилась в центре внимания киевской общественности. На внутренних стенах под штукатуркой XVIII века была найдена древняя фреска, которая наносилась при оформлении интерьера после строительства храма.

 

Во время проведения обычного косметического ремонта, священник храма при проверке работ увидел, что под побелкой скрывается роспись. Получается, что в XVIII век он вошел с чистыми стенами, а связано это было с упразднением монастыря.

От древних фресок, которые украшали стены, осталось всего лишь 800 кв. м. подлинных изображений мастеров древней Руси. По ней можно много узнать из истории храма. Штукатурку, в которой была основа фрески, мастера подготавливали несколько лет. Ее основой была известь, которую гасили, промывали и вымораживали, в результате чего она теряла схватывающие свойства. Уникальность фресок Кирилловской церкви заключается в том, что в качестве добавки в штукатурку использовали смолу сосны – живицу. При высыхании сквозь фреску просачивалась силикатная вода, которая создавала пленку и хранила шедевры мастеров прошлого века.

 

С 1881 года под руководством профессора Прахова А. В. в храме проводятся грандиозные работы по расчищению фресок и возобновлению стенописи. В ней принимали участие ученики и учителя Киевской художественной школы - Мурашко, Светлицкий, Селезнев, Пимоненко. А еще здесь работал известный Михаил Врубель.

Самая его большая работа в храме «Сошествие святого духа». Эта композиция, единственная, которая имеет авторскую подпись в виде монограммы из перевитых букв. Кирилловская роспись и иконы стали важной вехой творчества молодого Врубеля и истории живописи XIX века.

Церковь является памятником мирового значения, а с 1965 года входит в состав Национального музея заповедника «София Киевская». Несмотря на регулярные богослужения, в храме свечи не зажигаются, чтобы не уничтожить уникальную роспись.

Символика и мифология от аналитиков "Точка зрения".




Дата публикации: 17/05/2017