Публикации

О ключевых понятиях духовно-нравственного воспитания в Православной традиции 7070

28 декабря 2017г.
Автор: Иерей Иоанн Кристев

Иерей Иоанн Кристев, магистр богословия,

заместитель руководителя отдела религиозного образования и катехизации

Йошкар-Олинской и Марийской митрополии

 

О ключевых понятиях духовно-нравственного воспитания

в Православной традиции

(доклад иерея Иоанна Кристева в рамках Региональных образовательных Рождественских чтений)

В последние годы много говорится о воспитании подрастающего поколения. Отрадно, что наше образование не скатилось только лишь к предоставлению образовательных услуг. Обнадеживает и вселяет оптимизм тот факт, что мы пришли к пониманию образовательного процесса как органического единства интеллектуального и нравственного развития человека, — как формирования в наших детях гармоничных, всесторонне развитых личностей, которые знают не только свои права, но еще осознают свою ответственность перед отечеством и обществом. На всех уровнях сейчас говорят о воспитательной составляющей образовательного процесса. Обычно говорится о духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения, что мы видим и в теме нашей конференции[1]. О духовно-нравственном воспитании говорят политические и общественные деятели, представители образования и культуры, говорит Церковь и представители других религий.

Все это хорошо и правильно. Но хотелось бы обратить внимание на употребляемые при этом термины. В первую очередь необходимо остановиться на самом понятии "духовно-нравственное воспитание". Когда данное выражение употребляется представителями Церкви, то его значение предельно конкретно и ясно. Когда же оно употребляется представителями светских структур, тогда его значение совершенно размыто и непонятно. С понятием "нравственное" в данном словосочетании все понятно. Проблема в том, как здесь понимать слово "духовный". Чтобы далеко не ходить, возьмем для примера Положение о нынешней конференции. Цель настоящей научно-практической конференции в нем определяется следующим образом: "Цель конференции — выявление и обсуждение наиболее актуальных вопросов в области формирования у детей и молодежи национального самосознания, гражданственности, патриотизма и духовности"[2]. Что здесь подразумевается под духовностью? Я не собираюсь сейчас критиковать данный документ. И мы не против употребления слова "духовный". Хочется только, чтобы вещи назывались своими именами. Тревожно видеть, как нивелируется исконное, историческое значение такого важного для христианства понятия.

Напомню, что слово "духовный" пришло к нам с христианством или через христианство, в котором оно имеет конкретное значение. Это значение достаточно адекватно отражается в дореволюционном Толковом словаре живого великорусского языка В.И. Даля. По крайней мере, там оно стоит на первом месте. "Духо́вный - бесплотный, нетелесный, из одного духа и души состоящий; все относящееся к Богу, церкви, вере"[3]. Дальше и здесь мы видим некоторое смешение понятий: "все относимое к душе человека, все умственные и нравственные силы его, ум и воля"[4]. В христианском понимании (а это исконное понимание) эти последние понятия к духовности не относятся. Правда, духовность очень тесно связана с нравственностью и, безусловно, предполагает ее, но все же это разные явления. Об их связи поговорим немного ниже.

Если же мы обратимся к словарям советского и постсоветского периода (Д.Н. Ушакова, С.И. Ожегова, Т.Ф. Ефремовой, Малому академическому словарю), то увидим в определении значений слов "духовность" и "духовный" смешение понятий и размытость определений. Исконное, основное значение данных понятий уходит на одно из последних мест и определяется общими понятиями, как, например, "относящееся к религии, церкви"[5]. На первое же место выступают такие значения, как "интеллектуальность", "нравственность"[6].

Итак, что такое "духовность" и чем она отличается от нравственности? Нравственность — это совокупность норм, определяющих поведение человека в обществе, то есть нравственность определяется отношением человека к человеку. Духовность же определяется отношением человека к Богу, к религиозной вере. Поэтому духовные ценности — это не интеллектуальные и не культурные ценности, а ценности, связанные с Небом, с Царством Божиим, с Богом.

Для наглядности приведу пример. Святые, канонизированные Церковью, по определению люди высокой духовной жизни. Вот два святых 20-го века, очень почитаемых в России и за рубежом — блж. Матрона Московская (1881-1952) и свт. Лука (Войно-Ясенецкий), архиеп. Симферопольский и Крымский (1877-1961). Блж. Матрона не получила никакого образования, была неграмотной, не посещала театры и музеи, но была высокой духовной жизни, за что мы ее и почитаем. Свт. Лука — хирург, профессор, доктор медицинских наук, лауреат Сталинской премии и в то же время епископ Русской Православной Церкви. Одна неграмотная, другой интеллектуал и общественный деятель, но оба прославлены Церковью как святые за высокую духовную жизнь. Следовательно, в определении духовности диплом об образовании и какие-то другие стороны жизни и деятельности человека (если они, конечно, не греховные) не имеют никакого значения.

В рамках Православной традиции мы не можем говорить о непосредственном духовном воспитании в государственных образовательных учреждениях, потому что образовательный процесс у нас носит светский характер[7]. За одним исключением: закон позволяет в государственных образовательных учреждениях факультативно по желанию родителей давать религиозное образование[8]. Для ясности следует уточнить, что такие дисциплины, как Основы религиозных культур (православной, исламской, иудаистской, буддийской и т.п.), к духовному образованию не относятся. Это историко-культурологические предметы, поэтому они могут входить в учебные программы государственных учебных заведений. Непосредственно духовным образованием и воспитанием могут заниматься только религиозные учреждения[9]. Но это не значит, что мы вовсе не можем говорить о духовно-нравственном воспитании в системе светского образования.

Однако прежде чем говорить о духовно-нравственном воспитании в светской системе образования, необходимо разобраться с самим понятием "светский". Значение данного понятия в современном мире также размывается и нивелируется. Главная проблема видится в том, что люди с атеистическим мировоззрением пытаются "приватизировать" понятие "светский" и придать ему значение "атеистический" или "антирелигиозный". Тогда как понятие "светский" по определению должно быть свободно от любой идеологии как религиозной, так и атеистической или какой-либо философской. Светский человек может быть как христианином, так и мусульманином, или иудеем, или атеистом, или вообще агностиком. Если мы внимательно проанализируем значение слова "светский" в наших словарях, то увидим, что изначальное его значение заключается в противопоставлении "церковности". В них приводятся такие значения, как "не церковный", "мирской", "гражданский", "общественный"[10], то есть "светский" означает "не церковный", не обслуживающий интересы Церкви. Исходя из этого, в современном мире принцип светскости предполагает не навязывание какой-либо религии или идеологии[11]. Данное положение предельно ясно раскрывается в Конституции Российской Федерации. В Конституции Российская Федерация объявляется "светским государством"[12]. Дальше это положение поясняется: "Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной"[13]. То же самое в Конституции говорится и по поводу идеологий: "В Российской Федерации признается идеологическое многообразие. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной"[14]. Следовательно, принцип светскости предполагает нейтральность по отношении к любой религии или идеологии, но не исключает возможность сотрудничества школы и религиозных организаций. У нас же иногда под понятием "светский" подаются атеистические идеи. Например, один из модулей школьного курса ОРКСЭ называется "Основы светской этики"[15]. Анализ учебника по данной дисциплине показывает, что многие темы в ней основаны на атеистических идеях, а в некоторых местах видна явная антихристианская направленность, то есть под нейтральным понятием "светский" пропагандируются атеистические идеи. А если быть требовательным к значениям слов, то выражение "светская этика" в принципе некорректна. Этика, по определению, не может быть светской. В Большом толковом словаре современного русского языка под редакцией Д.Н. Ушакова приводятся следующие примеры употребления слова "Этика": "этика стоиков", "идеалистическая этика Канта", "материалистическая этика"[16]. Нет "светской этики". Такого выражения нет ни в одном из русских словарей[17]. Этика может быть христианской, исламской, иудейской, атеистической, но не может быть светской. Почему? Потому что этика — это наука о нравственности и морали, а мораль и нравственность не могут быть светскими. Понятие "светский" не может определять содержание нравственности и морали. Нравственность определяется мировоззрением. А в основе мировоззрения человека всегда лежит его вера, религия или, если шире определить, идеология. Вот почему этика не может быть светской. Понятие "светская этика" — это лукавство.

Вернемся к духовно-нравственному воспитанию в системе образования. Прежде чем поговорить о том, каким должно быть духовно-нравственное воспитание в рамках Православной традиции, хочется несколько слов сказать о том, каким оно не должно быть, с точки зрения Церкви. Итак, невозможно воспитать духовно-нравственного человека на идее толерантности (речь идет о толерантности в нравственной сфере). Почему? Потому что толерантность призывает к терпению. Терпеть же можно только отрицательные явления, зло, врага, то, что человеку не нравится. То, что нам нравится, мы не терпим, мы не терпим добро, друзей, мы их любим, уважаем, поэтому, когда ребенку говорится, что он должен терпимо относиться к определенным социальным, этническим, религиозным группам, то подсознательно ему внушается, что эти группы представляют для него опасность, являются для него злом, недругами, но ему необходимо их терпеть. Таким образом, толерантность подсознательно культивирует вражду между инакомыслящими. Это в краткосрочной перспективе. А в долгосрочной перспективе толерантность приводит к размыванию границ между добром и злом и, как следствие, к умножению зла. Ведь толерантность требует терпимости не только к самому инакомыслящему человеку, но и к его поступкам. А поступки бывают разные, в том числе и аморальные. И вот когда человек полностью усваивает идеи толерантности, проникается ими до мозга костей, то он сначала внешне терпит зло, затем оно его внутренне перестает возмущать, — сначала он отказывается называть вещи своими именами, добро добром, а зло злом, затем постепенно перестает их различать. Намного быстрее, эффективнее, ярче и очевиднее этот процесс осуществляется, когда ребенок с детства воспитывается в подобной системе координат. Когда же человек перестает различать добро и зло, он перенимает как раз плохое, потому что именно дурной пример заразителен. Невозможно заразить другого человека здоровьем, а болезнью — легко. Яркий пример в подтверждение сказанному можно увидеть у наших западных соседей. Именно идеи толерантности привели Европу, в частности, к приравниванию однополых союзов с традиционной семьей и их легитимизации, что в Библии аккуратно называется мерзостью перед Богом (Лев 20:13).

В медицине есть такое понятие "иммунологическая толерантность"[18] — это состояние терпимости иммунитета к чужеродным антигенам, то есть неспособность организма бороться с возбудителями болезней. Максимальную толерантность организма к болезням можно видеть в заболевании СПИДом, когда организм не в состоянии бороться ни с какими чужеродными антигенами и может умереть от любого первого попавшего вируса. Именно так проявляется толерантность в нравственной сфере. Человек становится неспособным к сопротивлению злу, в результате чего сам заражается злом и деградирует нравственно и духовно. В христианстве такое состояние называется духовной смертью, поэтому толерантность можно назвать нравственным СПИДом. Проблема толерантности в нравственной области состоит не в том, что она призывает терпеть человека, а в том, что навязывает терпимое отношение к плохому, к злу, к порокам.

Теперь, собственно, о духовно-нравственном воспитании согласно Православной традиции. В христианстве духовная и нравственная области отчетливо различаются. Нравственность определяется межличностными отношениями. Духовность — отношением человека к Богу. Все мы знаем, например, десять Заповедей Закона Божия, данные через пророка Моисея. Так вот эти Заповеди делятся на две группы и были написаны на двух скрижалях. Первая группа, первые четыре Заповеди, относятся к духовной области, они регулируют отношения между Богом и человеком. Это следующие Заповеди:

1. Я Господь, Бог твой: да не будет у тебя других богов пред лицем Моим.

2. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель.

3. Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно.

4. Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай [в них] всякие дела твои, а день седьмой – суббота Господу, Богу твоему.

Следующие шесть Заповедей относятся к нравственной области, они регулируют отношения между людьми:

5. Почитай отца твоего и мать твою, [чтобы тебе было хорошо и] чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе.

6. Не убивай.

7. Не прелюбодействуй.

8. Не кради.

9. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.

10. Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, [ни поля его,] ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, [ни всякого скота его,] ничего, что у ближнего твоего.

Высшая нравственная категория Нового Завета — это любовь. Главные христианские заповеди Господь Иисус Христос определил как любовь к Богу и любовь к человеку: "возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею, - вот первая заповедь! Вторая подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя. Иной большей сих заповеди нет" (Мк 12:30-31). Таким образом, Евангелие требует от человека любви как в духовной, так и в нравственной области. Причем эти области очень тесно взаимосвязаны. Духовность предполагает нравственность, не может быть духовности без нравственности, невозможно любить Бога и не любить человека. В предельно категоричной форме эту максиму определяет ап. Иоанн Богослов: "Кто говорит: "я люблю Бога", а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?" (Ин 4:20). В Новом Завете подобных выражений можно найти достаточно много. Причем любить надо до готовности отдать жизнь за человека. "Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих", — говорит Христос (Ин 15:13).

Если толерантность требует терпеть инакомыслящих, то Христос требует любить даже врагов, и это ставится условием благодатного усыновления Богу. "Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего, — говорит Христос в Нагорной проповеди. — А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного" (Мф 5:43-45). Однако любовь к врагам вовсе не означает приятие и согласие с их плохими поступками, с их грехами. Христианство учит различать грех или зло и человека, совершающего грех: человека, как носителя образа Божия, надо любить, а с грехом, злом надо бороться. Но в этой борьбе не все средства хороши. Эта борьба носит асимметричный характер: на зло отвечать надо не его же методами, а добром. Ап. Павел говорит: "никому не воздавайте злом за зло, но пекитесь о добром перед всеми человеками... Не будь побежден злом, но побеждай зло добром" (Рим 12:17, 21). Единственным оружием в этой борьбе со злом должно быть слово, проповедь, обличение. Христианство призывает называть вещи своими именами: добро добром, зло злом, грех грехом. Итак, если толерантность призывает терпеть и человека, и зло в нем, его пороки, то христианство проповедует любовь к человеку и борьбу со злом, грехом в нем, следовательно, Церковь призывает положить в основу нравственного воспитания детей и молодежи любовь к человеку и противление злу.

Как же быть с духовным воспитанием? Духовное воспитание может осуществляться посредством нравственного, так как эти две сферы, как было сказано выше, тесно взаимосвязаны. Возрастая нравственно, научаясь любить людей, человек возрастает и духовно, приближается к Богу. Очень красиво схематично взаимосвязь любви к человеку и любви к Богу изобразил прп. авва Дорофей (505-565) в своих Душеполезных поучениях. «Представьте себе круг, начертанный на земле, средина которого называет центром, а прямые линии, идущие от центра к окружности, называются радиусами, — пишет авва Дорофей. — Теперь вникните, что я буду говорить: предположите, что круг сей есть мир, а самый центр круга - Бог; радиусы же, т.е. прямые линии, идущие от окружности к центру, суть пути жизни человеческой. Итак, на сколько святые входят внутрь круга, желая приблизиться к Богу, на столько, по мере вхождения, они становятся ближе и к Богу, и друг к другу; и сколько приближаются к Богу, столько приближаются и друг к другу; и сколько приближаются друг к другу, столько приближаются и к Богу. Так разумейте и об удалении. Когда удаляются от Бога и возвращаются ко внешнему, то очевидно, что в той мере, как они исходят от средоточия и удаляются от Бога, в той же мере удаляются и друг от друга; и сколько удаляются друг от друга, столько удаляются и от Бога. Таково естество любви: на сколько мы находимся вне и не любим Бога, на столько каждый удален и от ближнего. Если же возлюбим Бога, то сколько приближаемся к Богу любовью к Нему, столько соединяемся любовью и с ближним; и сколько соединяемся с ближним, столько соединяемся с Богом»[19] (Поучение 6).

Таким образом, подводя итоги, можно сказать, что в рамках Православной традиции нравственное воспитание детей в светской системе образования должно основываться на любви к человеку и неприятии зла, а духовное воспитание может подаваться посредством нравственного. В результате мы пришли, можно сказать, к одному положению — необходимо стараться прививать детям любовь к людям. Как это сделать — это другая тема. Если быть очень кратким, то можно сказать следующее: научить любви можно только примером. Во-первых, личным, живым примером родителей, воспитателей, педагогов и т.д. Во-вторых, на примерах жизни исторических лиц (особенно святых) и литературных персонажей.

 

Список источников и литературы:

  1. Авва Дорофей, прп. Душеполезные поучения и послания. — М.: Отчий дом, 2001. 320 с.
  2. Большая медицинская энциклопедия // Интернет ресурс. Режим доступа: http://бмэ.орг/index.php/%D0%97%D0%B0%D0%B3%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%86%D0%B0
  3. Большой толковый словарь современного русского языка / под редакцией Д.Н. Ушакова // Интернет ресурс. Режим доступа: http://classes.ru/all-russian/russian-dictionary-Ushakov.htm
  4. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка // Интернет ресурс. Режим доступа: http://classes.ru/all-russian/russian-dictionary-Dal.htm
  5. Закон РСФСР от 25.10.1990 N 267-1 (ред. от 27.01.1995) "О свободе вероисповеданий" (Закон утратил силу) // Интернет ресурс. Режим доступа: http://legalacts.ru/doc/zakon-rsfsr-ot-25101990-n-267-1-o/
  6. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ). СТ. 14,1 // Интернет ресурс. Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=2875&fld=134&dst=1000000001,0&rnd=0.8147736454313977#0
  7. Малый академический словарь русского языка // Интернет ресурс. Режим доступа: http://classes.ru/all-russian/dictionary-russian-academ.htm
  8. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный / Под ред. Т.Ф. Ефремовой // Интернет ресурс. Режим доступа: http://classes.ru/all-russian/russian-dictionary-Efremova.htm
  9. Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4-5 классы: учебное пособие для общеобразоват. учреждений. — М.: Просвещение, 2010. — 63 с.
  10. Положение о республиканской научно-практической конференции "Развитие духовно-нравственной составляющей образовательного процесса в современных социально-культурных условиях" // Интернет ресурс. Режим доступа: http://www.mari-eparhia.ru/www/2017/%D0%9F%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5%20%D0%BE%20%D0%9D%D0%9F%D0%9A_%D0%A0%D0%B0%D0%B7%D0%B2%D0%B8%D1%82%D0%B8%D0%B5%20%D0%B4%D1%83%D1%85_%D0%BD%D1%80%D0%B0%D0%B2_.pdf
  11. Современный толковый словарь изд. "Большая Советская Энциклопедия" // Интернет ресурс. Режим доступа: http://classes.ru/all-russian/russian-dictionary-encycl.htm
  12. Толковый словарь русского языка / Под редакцией С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой // Интернет ресурс. Режим доступа: http://classes.ru/all-russian/russian-dictionary-Ozhegov.htm
  13. Федеральный закон от 26.09.1997 N 125-ФЗ (ред. от 06.07.2016) "О свободе совести и о религиозных объединениях" // Интернет ресурс. Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=201193&fld=134&dst=100022,0&rnd=0.6519337471840067#0
  14. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 29.07.2017) "Об образовании в Российской Федерации" // Интернет ресурс. Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=221341&fld=134&dst=1000000001,0&rnd=0.5625958683118678#0

 


[1] Тема республиканской научно-практической конференции: "Развитие духовно-нравственной составляющей образовательного процесса в современных социально-культурных условиях".

[2] Положение о республиканской научно-практической конференции "Развитие духовно-нравственной составляющей образовательного процесса в современных социально-культурных условиях". С. 1. // Интернет ресурс. Режим доступа: http://www.mari-eparhia.ru/www/2017/%D0%9F%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5%20%D0%BE%20%D0%9D%D0%9F%D0%9A_%D0%A0%D0%B0%D0%B7%D0%B2%D0%B8%D1%82%D0%B8%D0%B5%20%D0%B4%D1%83%D1%85_%D0%BD%D1%80%D0%B0%D0%B2_.pdf

[3] Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. См. под словом "дух" // Интернет ресурс. Режим доступа: http://classes.ru/all-russian/russian-dictionary-Dal-term-7525.htm

[4] Там же.

[5] См. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный / Под ред. Т.Ф. Ефремовой. Толковый словарь русского языка / Под редакцией С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой. Малый академический словарь русского языка. Большой толковый словарь современного русского языка / под редакцией Д.Н. Ушакова // Интернет ресурс. Режим доступа: http://classes.ru/all-russian/russian-dictionary-Ushakov-term-14528.htm

[6] См. Малый академический словарь русского языка. // Интернет ресурс. Режим доступа: http://classes.ru/all-russian/dictionary-russian-academ-term-17588.htm

Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный / Под ред. Т.Ф. Ефремовой. Толковый словарь русского языка / Под редакцией С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой. Малый академический словарь русского языка. // Интернет ресурс. Режим доступа: http://classes.ru/all-russian/russian-dictionary-Efremova-term-22881.htm

[7] Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 29.07.2017) "Об образовании в Российской Федерации". Ст. 3,6 // Интернет ресурс. Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=221341&fld=134&dst=1000000001,0&rnd=0.5625958683118678#0

В данном Законе только констатируется обеспечение государством принципа светскости образовательного процесса. При этом содержание понятия "светский характер образования" не раскрывается. Содержание данного понятия хорошо раскрывалось в Законе РСФСР "О свободе вероисповеданий", который утратил силу с принятием нынешнего Федерального Закона "О свободе совести и о религиозных объединениях". Законе РСФСР "О свободе вероисповеданий" светский характер образования определяется следующим образом: "Государственная система образования и воспитания носит светский характер и не преследует цели формирования того или иного отношения к религии." (Закон РСФСР от 25.10.1990 N 267-1 (ред. от 27.01.1995) "О свободе вероисповеданий", ст. 9 // Интернет ресурс. Режим доступа: http://legalacts.ru/doc/zakon-rsfsr-ot-25101990-n-267-1-o/). Таким образом, принцип светскости образовательного процесса предполагает нейтральное отношение к религии.

[8] См. Федеральный закон от 26.09.1997 N 125-ФЗ (ред. от 06.07.2016) "О свободе совести и о религиозных объединениях". Ст. 5,4 // Интернет ресурс. Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=201193&fld=134&dst=100022,0&rnd=0.6519337471840067#0

[9] См. Там же. Ст. 5.

[10] См. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный / Под ред. Т.Ф. Ефремовой. Толковый словарь русского языка / Под редакцией С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой. Малый академический словарь русского языка. Большой толковый словарь современного русского языка / под редакцией Д.Н. Ушакова // Интернет ресурс. Режим доступа: http://classes.ru/all-russian/russian-dictionary-Efremova-term-97376.htm

[11] См. сноску 7.

[12] См. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ). СТ. 14,1 // Интернет ресурс. Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=2875&fld=134&dst=1000000001,0&rnd=0.8147736454313977#0

[13] Там же.

[14] Там же. Ст. 13,1-2. Принцип светскости государства очень хорошо раскрывался также в 8-ой статье Закона РСФСР "О свободе вероисповеданий", который утратил силу с принятием нынешнего Федерального Закона "О свободе совести и о религиозных объединениях" (Закон РСФСР от 25.10.1990 N 267-1 (ред. от 27.01.1995) "О свободе вероисповеданий", ст. 9 // Интернет ресурс. Режим доступа: http://legalacts.ru/doc/zakon-rsfsr-ot-25101990-n-267-1-o/).

[15] Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4-5 классы: учебное пособие для общеобразоват. учреждений. — М.: Просвещение, 2010. — 63 с.

[16] См. Большой толковый словарь современного русского языка / под редакцией Д.Н. Ушакова // Интернет ресурс. Режим доступа: http://classes.ru/all-russian/russian-dictionary-Ushakov-term-85984.htm

[17] См. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный / Под ред. Т.Ф. Ефремовой. Толковый словарь русского языка / Под редакцией С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой. Малый академический словарь русского языка. Современный толковый словарь изд. "Большая Советская Энциклопедия" и др. // Там же.

[18] См. Большая медицинская энциклопедия // Интернет ресурс. Режим доступа: http://бмэ.орг/index.php/%D0%A2%D0%9E%D0%9B%D0%95%D0%A0%D0%90%D0%9D%D0%A2%D0%9D%D0%9E%D0%A1%D0%A2%D0%AC_%D0%98%D0%9C%D0%9C%D0%A3%D0%9D%D0%9E%D0%9B%D0%9E%D0%93%D0%98%D0%A7%D0%95%D0%A1%D0%9A%D0%90%D0%AF

[19] Авва Дорофей, прп. Душеполезные поучения и послания. — М.: Отчий дом, 2001. 320 с. С. 103-104.