Миссионер архимандрит Аверкий.

О жизни архимандрита Аверкия не сохранилось точных сведений. Практически все, что известно о нем — это несколько историй, которые часто пересказываются старыми при­хожанами храма Рождества Пресвятой Богородицы, что в селе Семеновка. В архивах и библиотеках нашего города, да и в казанских фондах до сей поры не удалось найти что-либо о его жизни и подвигах. Только из рассказа старо­го пономаря, Александра Николаевича Антонова, заставшего о. Аверкия при его жизни, можно хотя бы в общих чертах представить себе облик этого Старца. Трудно сказать, насколько достоверны его воспоминания. Скорее это легенда, а не точный исторический материал. Легенда, рассказывающая о необычной и чрезвычайно поучительной судьбе праведника, который шел к Небу узким тернистым путем, много на этом пути претерпел скорбей и лишений, но без ропота и не унывая, вместе с Апосто­лом, достиг, наконец, почести вышнего звания Божия во Христе Иисусе (Флп. 3,14).

По словам Александра Николаеви­ча, годы юности не прошли для о. Авер­кия гладко, но Промысл Божий не оста­вил его, о. Аверкий стал монахом и всю жизнь сохранял в своем сердце раска­яние о прежних грехах.

Святитель Дмитрий Ростовский го­ворит: «Когда святым воздается похва­ла, то не умалчивается и об их прежних грехах, дабы показать, что не все с юных лет были блаженны и праведны, а име­ли, подобно другим, растленное тело, но истинным покаянием, доброй в себе переменой и великими добродетелями прославились своею святостью. О сем повествуется в Житиях Святых для того, чтобы и мы, грешные, не отчаивались, но поспешили бы к скорому исправле­нию, зная, что, при помощи Божией, и после грехов возможно быть святыми, если только сами того пожелаем и для того потрудимся». Этим объясняется любовь нашего народа к Житиям. Преж­де четьи-минеи были в доме каждого благочестивого крестьянина, ведь житие — это не просто жизнеописание под­вижника, но прежде всего живое настав­ление в вере и благочестии...

Одно из таких поучительных настав­лений о подвижническом во Христе житии приснопамятного архимандрита Аверкия мы и услышали из уст 90-лет­него дедушки Александра Николаеви­ча, который был очевидцем последних лет многотрудной жизни этого почита­емого нами Старца.

* * *

Архимандрит Аверкий родился 7 октября 1847 года в деревне Савино Царевококшайского уезда. Крещен он был в семеновском храме Рождества Пресвятой Богородицы, к которому с давних пор относилась деревня Сави­но. При крещении будущий Старец на­зван был Андреем. Родители его, Да­ниил и Васса, были зажиточными крес­тьянами. Они имели свои посевы и со­бирали иногда хороший урожай, кото­рый затем продавали в разных городах и селах, имея с этого неплохой доста­ток.

 В свое время Андрей женился на благочестивой девушке и по обычаю взял ее в родительский дом. Вскоре у них появились и дети. Подобно другим крестьянам Андрей много трудился, по­могал отцу вести хозяйство.

Так протекала его жизнь, пока Про­мыслу Божию не угодно было призвать его на новое поприще беззаветного служения Христу. Было это так.

В одно время их семья собрала большой урожай пшеницы. Отец отпра­вил Андрея с обозами в Казань прода­вать зерно. Торговля там дала хорошую выручку, оставалось только развернуть лошадей и ехать домой. Но шумная и веселая городская жизнь, свобода и множество денег привлекли сердце молодого крестьянина. Поддавшись многочисленным соблазнам, Андрей начал жить распутно, кабаки стали его постоянным местом обитания. Он про­дал обозы и лошадей, пропил все день­ги. Подобно евангельскому блудному сыну Андрей не мог остановиться до тех пор, пока не расточил все свое имение... Тут только и понял Андрей, в какую без­выходную ситуацию он попал. Девать­ся было некуда — ведь дома его ожидал гнев отца. В душе Андрея происхо­дит перелом. В глубоком чувстве рас­каяния он решается загладить свои гре­хи покаянием, посвятить жизнь на слу­жение Богу... Ничего не сообщив на родину, Андрей оставил мир и из Каза­ни прямиком направился в Свияжский монастырь с твердой верой и надеж­дой на помощь Божию.

Свияжский Успенский монастырь был основан в 1572 году одним из пер­вых просветителей Поволжских земель — святителем Германом. В то время, когда туда пришел молодой Андрей, монастырь был в самом расцвете. Его украшали огромные древние белока­менные храмы. Здесь же хранились мощи святителя Германа, к которым постоянно шли богомольцы. У мощей Святителя многие получали исцеления, находили утешение те, кто уже не на­деялся на человеческую помощь. К это­му источнику благодати прибегал и Андрей, находя у раки наставника мо­нахов разрешение всех своих недоуме­ний, облегчение скорбей многотрудной иноческой жизни.

Так прошло много лет, во время ко­торых Андрей проходил различные по­слушания в обители. Наконец, по бла­гословению игумена принял он мона­шеский постриг. При этом Андрею дано было новое имя — Аверкий, в честь рав­ноапостольного Аверкия Иерапольского, память которого празднуется Цер­ковью 4 ноября (ст. ст.). С этого мо­мента он стал воином Христовым. Ис­полнилось, наконец, горячее желание сердца. Сомнения были позади, а впе­реди его ожидал крестный путь...

Однажды из деревни Савино в мо­настырь на богомолье приехали палом­ники. О. Аверкий в то время нес по­слушание в монастырской лавке: про­давал иконы, свечи. Поклонившись свя­тыням обители, богомольцы-односель­чане пришли и в лавку, где, к своему удивлению и радости, встретили давно пропавшего близкого им человека, за которого они не знали, как и молиться. Рад был встрече и о. Аверкий. От них он узнал о своей жене — она осталась жить в доме его родителей, помогая в хозяйстве. При прощании о. Аверкий передал для семьи все, какие у него были, деньги. Через некоторое время в монастырь приехала сама жена и у них состоялся долгий разговор. О. Аверкий просил позволить ему остаться в оби­тели. «Я желаю до конца своих дней идти тем путем, на который меня при­звал Господь», — говорил он. Жена о. Аверкия была благочестива и согласи­лась с его желанием. До конца своих дней она прожила в доме родителей мужа, воспитала двоих сыновей и спо­добилась доброй христианской кончи­ны.

Вскоре о. Аверкия рукоположили в сан иеромонаха. Однако ему не сужде­но было остаться в обители. Как и его Небесному Покровителю равноапос­тольному Аверкию Иерапольскому, но­вопосвященному иеромонаху выпал жребий апостольского служения в дру­гих странах света. Скоро после рукопо­ложения в священный сан епархиаль­ное начальство назначает иеромонаха Аверкия миссионером в одну из вос­точных Миссий Русской Православной Церкви.

Восток в те времена был местом проповеди Слова Божия для многих русских миссионеров. Особенно актив­ными были Миссии в Корее, Китае и на Ближнем Востоке. В 1898 году была образована особая Духовная Миссия в Персии. По всей видимости, именно в персидской Миссии и трудился о. Авер­кий.

Создание этого миссионерского центра было связано с обращением в Православие сотен тысяч сиро-персид­ских несториан, которые, вместе со сво­ими епископами, присоединились к Рус­ской Церкви. Положение в Персии было трудное, особенно для русских. В то время эта страна находилась под силь­ным влиянием враждебных России му­сульманских государств, в первую оче­редь — Турции. Но, кроме этого, боль­шую опасность представляли кочующие арабы-бедуины, промышлявшие разбо­ями. Они грабили путешественников и держали в страхе все местное населе­ние.

Для помощи русским миссионерам в Палестине, Сирии, Персии и на Синае в России в конце XIX века было созда­но Православное Палестинское Обще­ство. На его средства строились храмы, Миссии, гостиницы для паломников, больницы, школы, детские приюты для бедняков-арабов. На эти же деньги ве­лись научные исследования по истории и археологии Святой Земли. О. Авер­кий был членом-сотрудником Палестин­ского Общества, состоял в отделении по поддержанию Православия на Вос­токе. К сожалению, мы почти совсем ничего не знаем об этом, самом долгом и плодотворном времени его жизни. Известно только, что он трудился, не жалея сил, имел множество император­ских наград, а также удостоился возве­дения в сан архимандрита. До нас до­шел лишь один случай, резко изменив­ший судьбу уже престарелого о. Авер­кия, после которого он вынужден был оставить поприще миссионерского слу­жения и вернуться в Россию.

Однажды, когда о. Аверкий был один, к нему в дом ворвалось несколько раз­бойников. Избив до полусмерти безза­щитного Старца, они бросили его в по­греб, а сами скрылись. Вероятно, про­шло уже несколько суток, когда пришед­шие навестить Старца близкие люди, услышав стоны, достали его из погре­ба. Со временем он оправился от бо­лезни, но, к сожалению, уже не мог нести трудов в Миссии...

В 1915 году (возможно, годом по­зднее), архимандрит Аверкий возвраща­ется на родину. Он селится в селе Семеновка, рядом с церковью Рождества Пресвятой Богородицы, где с помощью усердных прихожан, строит себе неболь­шой домик. Жену свою о. Аверкий уже не застал в живых, а дети давно вырос­ли, получили хорошее техническое об­разование в Москве и жили со своими семьями.

В это время настоятелем храма в селе был священник Иван Лукич Пет­ров, суровый и властный человек. Как рассказывал Александр Николаевич, о. Аверкий по своему характеру был его полной противоположностью: «Придешь, бывало, в храм, а он на тебя по­глядит ласково, погладит по голове, да и руку на плечо положит. Очень доб­рый был батюшка!»

В Семеновке о. Аверкий жил на по­кое, за штатом. Хотя тело его было не­мощно, но дух горел. Батюшка очень любил служить. Служил он часто, посто­янно проповедовал. Часто он расска­зывал в церкви перед народом исто­рию своего юношеского падения и пос­ледующего обращения к Богу. Даже получив дар прозорливости и духовно­го рассуждения, он не переставал ка­яться и оплакивать давно прошедшее. Таково было смирение Старца — он искренне считал себя ниже всех.

Многие обращались к о. Аверкию за советом и наставлением. И батюшка всех принимал, никого не отвергая и не оставляя без внимания. Духовными ча­дами Старца были почти все церков­нослужители Царевококшайска и окре­стных сел и деревень, монахи соседних монастырей. Много о. Аверкий говорил о будущей судьбе России, предсказы­вал скорые гонения на веру. Как рас­сказывала Мария Ивановна Белоусова (91 год), Старец предсказал, что после его смерти придет время, когда тело его будет почитаться святыми мощами.

За то время, пока о. Аверкий жил при храме Рождества Богородицы, он пост­роил две часовни: одну — в родной сво­ей деревне Савино, во имя пророка Бо­жия Илии, а другую — перед алтарем церкви, для своего погребения. Батюш­ка заранее сколотил себе гроб, сшил все погребальные одежды, сплел лапти, в которых и завещал себя похоронить. Старец постоянно думал о смерти, го­товясь предстать Праведному и Нели­цеприятному Судье.

Блаженная кончина архимандрита Аверкия последовала 5 июля 1918 года. На отпевание Старца, несмотря на стро­гий большевистский режим, съехалось 11 священников, 3 диакона и множе­ство народа. После заупокойной литур­гии и отпевания гроб с телом почив­шего Батюшки крестным ходом обнес­ли вокруг церкви. Похоронен о. Авер­кий был, по завещанию, в устроенной им часовне. Духовные чада не закопали его, а положили в склеп, закрыв мраморной плитой. Дом, в котором жил Старец, пос­ле его смерти сгорел и был разобран, а о часовне народная молва донесла вот какую историю.

В одно время в Семеновке распо­лагалась артель слепых, под названием «Победа». Во главе нее стоял предсе­датель Харчевников. Артель расположи­лась в церковных помещениях при хра­ме и стала всячески утеснять бедство­вавший приход.

Как-то им понадобился кирпич для ремонта печей и Харчевников решил разобрать часовню. В то время в ней хранились лапти о. Аверкия, подсвечник, картина, изображавшая избиение Стар­ца, когда он был миссионером на Вос­токе, а также его портрет. Все это было убрано, а саму часовню разобрали до основания. Когда же до председателя дошли слухи, что о. Аверкий был похо­ронен с золотым наперсным крестом, он решил открыть склеп. У часовни со­бралось множество народа, и когда склеп открыли, то все увидели, что Ста­рец лежал как живой. Один из бывших здесь парней-безбожников багром за­цепил о. Аверкия за рясу. Истлевшая материя легко подалась и взору толпы открылись истлевшие кости подвижни­ка...

Позднее, когда артель перевели в Савино, Харчевников закрыл и Ильинс­кую часовню. Однако вскоре его постиг­ла кара Божия. Как-то раз, он зашел в магазин, который устроили в закрытой им часовне и, не дождавшись пока про­давщица нальет ему водку, вдруг нео­жиданно упал и умер от приступа.

* * *

С тех пор прошло много лет. Однако и сегодня народ не перестает по­сещать могилку Старца, крепко веря в силу его молитвенного предстательства.

В.Ларионов.