Светлый Храм на Волжском берегу

 
Словом, происходящим от верующего и любящего сердца, мы можем творить чудеса жизни для души своей и для душ других.
Св. праведный Иоанн Кронштадтский.

От сонной Йошкар-Олы до Коротней на автобусе. От Коротней до Козьмодемьянска на обдуваемой ветром барже. От Козьмодемьянска на машине до какой-то деревеньки, затерянной среди берез-свечей, чьи вершины зажжены утренним солнцем. В сравнительно короткий промежуток года, когда обычно стоит сухая погода, на машине можно двигаться и дальше, вниз. Правда, случались с этим курьезы. Приехали в один погожий день в местную церковь молодые венчаться. Пока были в храме, погода начала портиться и их машину отогнали на гору, зная, что самое плохое – в грязи застрять в низине. Зато потом новоявленные муж и жена под дождем на гору сами взбирались! Мне же сейчас приходится спускаться пешком к плоской долине, лежащей на дне между бархатистыми, круто поднимающимися холмами. Ну а тут уж до села Сумки рукой подать.

Название украинского города Сумы, по народному поверью, появилось так: два купца нашли сумки, полные денег, и с тех пор город, основанный на этом месте, процветает. Были ли наши Сумки когда-то зажиточной деревней, теперь можно только догадываться или, если повезет, услышать рассказ старожилов о тех временах, когда здесь было людно, работала школа и дом инвалидов, а в единственную на всю округу церковь приходили жители из окрестных сел и деревень.

Небольшую, но аккуратную церковь построили в честь Рождества Пресвятой Богородицы в двадцатые годы XIX века
Небольшую, но аккуратную церковь построили
в честь Рождества Пресвятой Богородицы в двадцатые годы XIX века

Небольшую, но аккуратную церковь построили в честь Рождества Пресвятой Богородицы в двадцатые годы XIX века. Закрытая перед Великой Отечественной войной, она вновь была открыта в 1944 году. Сколько с той поры здесь служило священников – неизвестно. Какое-то время в церкви не совершалась служба, и сегодня никто не может сказать, чьи каменные надгробия стоят рядом с храмом.

А в 1929 году в одной деревне Ульяновской области родился человек, который Божьим промыслом был предназначен для того, чтобы «поднять» эту церковь, – будущий батюшка Иоанн Барсуков. Мать его была малограмотной, но знала славянский язык, и сына научила читать церковные книги. Потом он начал ходить в школу, но война вынудила его прекратить учебу в 4 классе. Отец ушел на войну, Иван – на завод. Уже после, когда начал служить в церкви, стал священником, отец Иоанн хотел продолжить учебу, получить образование, хотя бы заочное. Но Владыка не благословил его, сказал: «Читай жития!», и в 1965 году направил в сумкинскую церковь.

Человек, Божьим промыслом предназначенный для того, чтобы «поднять» эту церковь, – батюшка Иоанн Барсуков.
Человек, Божьим промыслом предназначенный для того,
чтобы «поднять» эту церковь, – батюшка Иоанн Барсуков.

Прибыв в осиротевший храм, молодой священник осуществил реконструкцию церкви, возобновил регулярные службы, на которые собиралось очень много народа, да и сам ходил по домам – крестить, причащать, соборовать. Он тогда был легкий на подъем, без труда обходил все деревни в округе. Сложность состояла в другом – все это запрещалось государством. Запрещали причащать и соборовать – он ходил по ночам. Разгоняли крестные ходы, отбирали иконы – вместе с другими прятал их под одежду, но продолжал свое служение. Его вызвали даже как-то, чтобы он дал подписку о том, что не будет учить своих детей Православию. Естественно, отец Иоанн отказался. Воспитывал вместе с женой двоих сыновей и дочь в истинной вере, не жалел последних средств, чтобы они посмотрели храмы России и получили хорошее духовное образование: дочь закончила регентский класс, сыновья – Духовную семинарию и Духовную академию.

А потом и вообще произошел перелом, как говорит сам батюшка. Православные стали свободно исполнять свои обряды, некрещеные потянулись к Церкви. А это уже предвестие блага для человечества. Ведь состояние некрещеного человека очень опасно. Разве кто-то из нас знает, когда умрет? Заботясь о теле, успеем ли позаботиться о душе? А что станет с душой, если она не будет отмечена для Бога святым таинством Крещения? Сколько знает отец Иоанн случаев гибели людей, близкие которых потом горько сожалели о том, что не крестили их вовремя! Умри они в таинстве Крещения для жизни мирской, не были бы для них закрыты врата в жизнь вечную. Именно поэтому отец Иоанн всегда и везде призывает к крещению. Лежал в том году в больнице – ноги лечил – воодушевил сразу нескольких людей, пообещали пойти креститься.

Беда нагрянула на его приход тогда, когда на Чебоксарской ГЭС подняли уровень воды, и разлившаяся Волга, окружающая Сумки, как полуостров, начала веснами смывать дома и угрожать затоплением церкви. Долгое время писали какие-то бумаги, просили построить дамбу и отгородить деревню от воды. Но ничего не делалось. А Волга не уходила, но и не подступала ближе, – многие считают, молитвами отца Иоанна. Жителей деревни переселили «на гору». У священника даже и спрашивать не стали – знали, что он свой приход не оставит. Вместе с его семьей не уехала и семья соседа, которую даже насильно не смогли выселить из Сумок.

После службы все подходят к батюшке за благословением и с этой легкой «ношей» отправляются домой.
После службы все подходят к батюшке за благословением
и с этой легкой «ношей» отправляются домой.

Так в деревне осталась всего одна улица в два дома – бывшая Набережная с единственной «достопримечательностью» – церковью. Именно она теперь организует жизнь этого места, «заводит часы» каждого дня. Самое прекрасное и торжественное, что только есть в человеческой жизни – литургия – совершается отцом Иоанном ежедневно, вне зависимости от внешних обстоятельств. Иногда, в особенности на праздники, собирается достаточно много людей, чаще – в будни в храме, кроме самого батюшки, читающего по-молодому сильным голосом, певчей и нескольких прихожан – никого нет.

 

Церковь Рождества Пресвятой Богородицы (с. Сумки)
Посетите странцу храма Рождества Пресвятой Богородицы

После службы все подходят к батюшке за благословением и с этой легкой «ношей» отправляются домой. Приезжают священники епархии, для которых протоиерей Иоанн является духовником. Многие хотят поговорить. Он из светлых воинов, духовных врачей. Не споря по общим вопросам веры, считая, что не наделен правом решать их, он дает верные советы лично для каждого, кто открывает ему свою боль. Искушения, беды, трудности – на все есть ответы в Евангелии, житиях таких святых как Иоанн Кронштадтский и Серафим Саровский. Следует внимательно читать их, отмечать, выписывать, закладывать важные места и затем перечитывать их в тяжелые моменты жизни, чтобы слово, происшедшее от верующего, человеколюбивого сердца врачевало душу.

Отец Иоанн переоблачается, ведет гостей в свой ветхий тесный домик, состоящий из комнаты и кухни, где ждут с обедом дочь и работница (сыновья служат священниками в Казани и в Юрино). Незаметно день перетекает в вечер, становится темно, ветви берез словно растекаются по волнам, подступающим к песку не дальше, чем в ста метрах от дома, сливаются с ними в одном колыхании, в одном тихом, сонном дыхании. В темном окне дома, в красном углу перед иконами мелькнет лицо, рука зажжет свечу (здесь до сих пор не проведено электричество), перевернет страницы мудрой книги, и свеча мигнет огонькам в ночных Коротнях…

И снова придет утро. Осветит строящийся новый дом для батюшкиной семьи. Песок на берегу, где скоро возвысится дамба. Маленькую церковь отца Иоанна – тихую гавань среди моря мирских страстей.

Инна АБРАМЗОН,
«Мироносицкий вестник».
Фото Валерия Кузьминых