Помарский храм

Проезжая мимо села Помары, невозможно не обратить внимание на высящееся в центре села сооружение из красного кирпича. Это остатки колокольни церкви Пресвятой Троицы, которую «строители коммунизма» разрушили «до основания, а затем»... Осталось то, что мы и видим поныне. Вот уже около полувека она стоит в разрухе, а ведь это одна из древнейших церквей в Марийском крае...

Деревянная церковь свв. Космы и Дамиана

Просвещение Марийского края светом Христовой веры началось со взятия Казани войсками царя Иоанна Грозного 2 октября 1552 года, но говорить о массовом крещении мари стало возможно лишь после выхода 11 сентября 1740 года императорского указа о христианизации нерусских народов.

Указ призывал проводить «святое крещение со всяким смирением, тихостью и кротостью – без всякаго кичения, угрожения же и страха, дабы не подать им причины инако толковать». Кроме того, указ обязывал каждые 250 дворов построить по одной деревянной церкви, к которой определял «священников по два, диаконов по одному, церковников по три человека – ученых, искусных и трезвых людей», призванных «новокрещенных поучать Закону и страху Божию и добродетельному и непорочному житию». Видимо, после этого указа и была построена в селе Помары церковь. В «Ведомости Казанской губернии Чебоксарского уезда села Помары Козьмодемьянской церкви» за 1821 год указано: «Означенная церковь деревяннаго здания во имя Космы и Дамиана – холодная, без пределов, утварию довольна. Построена в 1745 году. Содержание имеет от прихожан. Священноцерковнослужителей при ней по штату быть положено: священнику – 1, диакону – 1, дьячку – 1 и пономарю – 1. Определенной просвирни не имеется. К означенному селу Помарам имеются приходские деревни: Апшияры, в них душ 220, дворов 55; деревня Исменцы, в оной душ 320, а дворов 80. В селе 225 душ, дворов 40».

Священник и учитель Петр Богоявленский

В этой церкви с 1864 по 1870 год служил один из первых просветителей Марийского края, выпускник Казанской Духовной семинарии, священник Петр Александрович Богоявленский. Он считал необходимым учить детей черемисских книжной грамоте, чем и занимался неустанно. Начинание же это было «новое, невиданное и неслыханное», и черемисы смотрели на него «с подозрением».

Несмотря на большое семейство (у отца Петра было семеро детей) и отсутствие всякой реальной помощи от уездных властей, батюшка обучал детей грамоте за свой счет. Чтобы обучение не казалось обременительным, отец Петр расположил школу у себя дома, учебные пособия приобретал на свои средства, некоторым детям давал в своем доме квартиру бесплатно. Учил он Закону Божию, чтению по книгам церковной и гражданской печати, письму, первым четырем действиям арифметики и церковному пению. Много сил и здоровья положил священник, чтобы расположить сельчан-марийцев отдавать своих детей в книжное обучение, и труды его не прошли даром. Вечная ему память! По преданию он был очень вежливым и скромным человеком. Здороваясь с односельчанами, он всегда снимал головной убор и кланялся. В настоящее время в одной из школ Волжска работает его праправнучка Ольга Аренаровна Богоявленская, что глубоко символично.

Преподобномученик Варлаам
у Святой Троицы

Со временем деревянная церковь Космы и Дамиана пришла в ветхость, и во второй половине XIX века был возведен новый каменный храм в честь Пресвятой Троицы. В этой церкви с января по октябрь 1917 года служил иеромонах Варлаам (в миру – Виктор Семенович Похилюк, 1870-1930 гг.).

Живший всегда затворнически и аскетично, он в 30 лет (19 ноября 1900 года) принял монашеский постриг с именем Варлаам (в честь мученика Варлаама, пострадавшего за Христа в сей день в 304 году). 16 августа 1904 года был рукоположен в иеродиаконы, а 18 мая 1907 года – в иеромонахи. С 1912 года иеромонах Варлаам являлся насельником Раифской пустыни, где ему было дано послушание священства сначала в селе Васильево, а затем, с января по октябрь 1917 года, в селе Помары, после чего он возвратился в Раифу.

27 января 1930 года (в престольный праздник Раифского монастыря – день памяти преподобных отец, в Синае и Раифе избиенных), после причастия Святых Христовых Таин, шестидесятилетний иеромонах Варлаам в числе других насельников Раифской обители был арестован. На допросе иеромонах Варлаам показал: «Когда закрывали монастырь (1928), я был арестован и сидел в тюрьме 4 дня. За что арестован в настоящее время, я не знаю, виновным себя перед советской властью ни в чем не чувствую... Как священник, согласно слова Божия, я считаю, что всякая власть дана Богом и ей надо подчиняться. Я считаю, что советская власть поставлена за грехи народа. Как-то после Рождества в газете «Красная Татария» была помещена заметка, где про нас, служителей Церкви, сообщают, что мы часто пьянствуем и спаиваем бедноту с тем, чтобы она не шла в колхоз. Должен сказать, что я лично никаких напитков не употребляю совсем... Другие лица, проживающие со мной в монастыре, тоже не пьют». Виновным в антисоветской агитации иеромонах Варлаам себя не признал, ибо, как он заметил, «в мирские дела не вмешиваюсь».

Следствие продолжалось всего двадцать три дня, и 20 февраля судебная тройка ОГПУ Татарской АССР вынесла постановление: к Похилюк Варлааму Сергеевичу применить высшую меру социальной защиты – РАССТРЕЛЯТЬ. Приговор был приведен в исполнение 7 апреля (25 марта ст.ст.) в день Благовещения Пресвятой Богородицы. В 1996 году иеромонах Варлаам был причислен к лику преподобномучеников местночтимых святых Казанской епархии. Сейчас в приходе Помарской церкви стоит вопрос о написании иконы преподобномученика Варлаама, ведь это первый (по времени прославления) святой на марийской земле. Преподобномучениче Варлааме, моли Бога о нас!

Помарская Голгофа
и священник Алексий Турентинов

После отъезда иеромонаха Варлаама в Раифу Помарская церковь стала восходить на свою Голгофу. В 1918 году для нужд Красной Армии были сброшены и отвезены на переплавку храмовые колокола, один из которых весил 120 пудов (его звон был слышен даже в Звенигове).

Cвященник Алексий Владимирович ТурентиновВ 1932 году за отпевание без справки из ЗАГСа был арестован и приговорен Звениговским нарсудом к двум годам лишения свободы священник Алексий Владимирович Турентинов, в то время служивший в Петьяльской церкви святителя Гурия Казанского. Срок он отбывал на лесоповале близ Йошкар-Олы. Прихожане неоднократно ездили к нему в лагерь, снабжая его продуктами и поддерживая морально. В 1934 году батюшка вышел на свободу и продолжил свое служение уже в Помарской церкви.

С 1935 года начался самый трудный период в истории Помарской церкви...

В августе в Помары приехала санитарно-гигиеническая комиссия из областной истребительной станции и произвела дезинфекцию от эпидемических заболеваний, после чего приказала построить возле церкви сторожку для охраны храма и церковного имущества. Верующие немедленно выстроили сторожку, в которой затем жил сторож.

Несмотря на произведенную дезинфекцию, 29 мая 1936 года церковь была закрыта постановлением Президиума Звениговского райисполкома под предлогом частичных заболеваний скарлатиной в пределах Помарского сельсовета. В ответ верующие написали ходатайство в Марийский облисполком об открытии храма.

Облкульткомиссия при Маробике в лице ее секретаря т. Виноградовой направила 17 июня заявление верующих в Звениговский РИК с просьбой разобраться по данному вопросу. Звениговский райисполком рассмотрел это заявление на заседании Президиума от 26 июня 1936 года и постановил: «Ходатайству церковного совета Помарской церкви об открытии церкви отказать. Карантин впредь до представления санинспектора не снимать». О чем и было сообщено в культовую комиссию при Марийском облисполкоме и Помарскую общину верующих.

Через месяц Помарский церковный совет обратился в Звениговский РИК с просьбой «открыть церковь, закрытую ввиду наложенного карантина по Помарскому медучастку». И вновь Президиум РИКа 8 августа 1936 года постановил: «Ввиду того, что заразный период заболеваний скарлатиной по сельсовету не истек, положенный РИКом карантин оставить до 10 сентября с/г., после чего рассмотреть вопрос дополнительно».

Тогда верующие Помарской церкви решили написать письмо-жалобу в краевую газету «Горьковская коммуна» (этот и следующий тексты представлены с небольшой правкой, но с сохранением стиля писавших – Н.П.): «Мы, верующие Помарской общины Звениговского района Марийской области, просим нам ответить, имеет ли право Звениговский РИК закрывать нашу церковь под видом эпидемии, которая будто бы вышла из нашей церкви? Если теперь стоит такая жара, как и в 1932 году, о чем было написано и в вашей газете, и эта жара охватила чуть ли не весь Союз и развела всевозможные болезни, то наша-то Помарская церковь здесь причем? Справедливо ли наложен карантин такого срока на нашу церковь, когда он продолжается уже четвертый месяц с 29 мая с/г.? Имеет ли право председатель Помарского с/с запрещать на время карантина совершать религиозные обряды в часовне, в домах и на кладбище? Сталин в 124 статье Конституции предоставил нам, верующим, свободу отправления всех религиозных обрядов, а председатель Помарского с/с т. Яшков запрещает нашему священнику и нам все религиозное. Яшков, назначенный партией в наш с/с, обычаи и обряды наши религиозные не знает и своим запрещением наших обрядов наводит какую-то смуту и вызывает на какое-то побоище. И если это случится, кто же в этом будет виноват? И если он, председатель с/с, как нам кажется, не имеет права запрещать нам отправление религиозных обрядов, то нельзя ли его привлечь к ответственности за превышение власти? Ответ просим выслать или напечатать в газете».

На подобное письмо газета не могла не отреагировать и поэтому редакция «Горьковской коммуны» 8 сентября 1936 года переслала в отдел жалоб крайисполкома «подлинник корреспонденции для расследования и ответа по существу письма автору». Горьковский краевой исполком советов рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов направил в свою очередь это письмо 14 сентября Марийскому облисполкому. Таким образом, круг замкнулся – от чего бежали, к тому и пришли.

Незадолго до окончания карантина, 10 сентября, церковный совет просит Звениговский РИК «разрешить нам отпереть церковь дня за три, чтобы мы могли произвести уборку, просушку и произвести дезинфекцию, и 10 сентября, согласно постановлению от 8 августа райисполкома, приступить к церковному богослужению». И на этот раз власть отказала в просьбе верующим, терпение которых лопнуло. 11 сентября 1936 года прихожане во главе со священником и церковным старостой сорвали пломбы с дверей церкви и провели богослужение по случаю празднования Усекновения главы Иоанна Крестителя.

Тут же на собрании верующих было принято решение написать заявление прямиком в Москву, в Кремль, в Центральный Исполнительный Комитет с просьбой снять карантин с церкви. В этом письме верующие спрашивают ЦИК: «Если дизентерия охватила всю Марийскую область, Чувашию и Татарскую республику, как это было в 1934 году, то наша-то церковь неужели могла явиться очагом распространения эпидемии на вышеуказанной территории, как это следует по заключению Звениговского райисполкома? И почему только одна наша Помарская церковь на вышеуказанной территории запечатана? Верно ли это? В 124 статье новой Конституции Сталин отделил Церковь от государства и школы, а молиться и совершать религиозные обряды лицам всех вероисповеданий он, Сталин, не запрещал. Почему же Звениговский райисполком запретил нам молиться в церкви? Налоги все мы аккуратно платим, недоимок у нас никаких нет. Без церкви же мы жить не можем. Нам нужна церковная служба. Мы, верующие, получаем от Бога по вере своей и исцеления, и все другое просимое нами».

В конце заявления они просят ЦИК «открыть ... церковь и оставить сторожку для охраны церкви и церковного имущества. В общине нашей три с/с и более двух тысяч домов верующих марийцев». И далее следует 396 подписей верующих.

В 1937 году началась так называемая «безбожная пятилетка», в ходе которой планировалось окончательно уничтожить «религиозные предрассудки». 5 августа 1937 года был арестован настоятель Помарской церкви священник Алексий Владимирович Турентинов. А 13 августа 1937 года тройка УНКВД Марийской АССР постановила: Турентинова Алексея Владимировича – РАССТРЕЛЯТЬ. 13 мая 1968 года Президиумом Верховного суда Марийской АССР священник Алексий Турентинов был реабилитирован. Верим, что не далек час и его прославления в лике священномучеников Марийских.

С 1938-го по 1940-й год, после ареста и расстрела отца Алексия, Помарская церковь оставалась без настоятеля. Двери ее были опечатаны, служба не велась. 7 июня 1940 года на собрании Помарского сельсовета запуганные развернувшимся по всей стране неслыханным террором жители Помар и окрестных деревень почти единогласно (1006 из 1017 человек) проголосовали за закрытие Помарской церкви. В храме разместили МТС, а в 1956 году церковь была разобрана на кирпичи. Одна треть колокольни, единственно уцелевшая от храма, была использована под водонапорную башню, а затем в пристрое, сделанном к ней, было размещено пожарное депо. В советское время эту мрачную картину дополняло питейное заведение, расположенное рядом с колокольней.

Храм жив!

Мы бы навсегда утратили внешний вид Помарской церкви, если бы не сын последнего церковного старосты села Помары Григорий Алексеевич Казаков. После Великой Отечественной войны он выстроил на своем огороде часовню, в которой воссоздал точную копию Помарского храма. Благодаря ему, мы теперь имеем возможность восстановить храм в его первозданной красоте.Мы бы навсегда утратили внешний вид Помарской церкви, если бы не сын последнего церковного старосты села Помары Григорий Алексеевич Казаков. После Великой Отечественной войны он выстроил на своем огороде часовню, в которой воссоздал точную копию Помарского храма. Благодаря ему, мы теперь имеем возможность восстановить храм в его первозданной красоте.

Макет представляет собой конструкцию высотой и длиной около 1,5 метра. В нем все, как было в самой церкви: купола, кресты, покрытая железом крыша, печные трубы, водостоки, стекла в окнах, иконы на стенах храма, металлическая ограда, врата в храм, колокольчики на колокольне, в которые даже можно позвонить, подергав за привязанную к ним нить. Вниз, под храм, ведет винтовая лестница, спустившись по которой можно заглянуть внутрь церкви и увидеть ее внутреннее убранство: престол, иконы, паникадило и хоругви. Когда стоишь около этого макета, то кажется, будто видишь сам храм, до того он выглядит реалистично. Видимо Казаковы верили, что придет время и церковь в селе Помары будет восстановлена.

Надеемся, что это время пришло: 9 июня 1998 года в ДК «Акпарс» прошло собрание жителей села Помары, на котором по ходатайству православных христиан было получено разрешение главы Помарской администрации на восстановление храма. Сегодня возводить церковь на старом месте невозможно, так как на фундаменте храма стоит торговый центр, выстроенный еще в советское время. Сейчас богослужение в Помарах временно совершается в здании, где ранее располагалась аптека, а после постройки храма будет находиться воскресная школа. В будущем, по словам председателя приходского совета Виталия Федотова, планируется реставрировать разрушенную колокольню и рядом (отдельно от колокольни) построить настоящую церковь, внешний вид и интерьер которой будут соответствовать макету разрушенного храма.

* * *

Проезжая мимо села Помары, оглянитесь на разрушенную колокольню и помолитесь о восстановлении разрушенного храма. Невозможно созидать храм своей души, безразлично взирая на руины разрушенных храмов Божиих. Свято-Троицкая церковь села Помары нуждается в вашей молитвенной и финансовой помощи!
Реквизиты храма:
Банк Марий Эл СБ РФ г. Йошкар-Ола
ИНН 1201003282
р/с 40703810237140010130
к/с 30101810300000000630
БИК 048860630
Приход Свято-Троицкой церкви села Помары
Николай ПИРОГОВ,
г. Волжск.
«Мироносицкий вестник»