Оживающие храмы

В июле 2003 года Йошкар-Олинской и Марийской епархии исполняется десять лет. Это не итог, это лишь первая ступень, первый шаг на пути возвращения православной веры на нашу землю. Многое было сделано за эти годы, но еще больше предстоит сделать.

– История Епархии, – говорит епископ Йошкар-Олинский и Марийский Иоанн, – пишется всеми нами, людьми, которые становятся участниками в возрождении духовно-нравственного облика нашего общества. Десять лет – это первая веха, малый юбилей, который мы все с вами встречаем. Епископ есть глава, а совершают и делают все священнослужители, миряне, люди доброй воли. Судить о том, что сделано вами, может каждый житель города, каждый житель нашей республики. Мы видим возрожденные храмы, которые восстанавливаются из пепла. Люди, приходя в эти духовные оазисы, напитываются духовной благодатью и ощущают внутреннее духовное умиротворение.

До 1990 года в Йошкар-Оле не было ни одного действующего храма. Последний храм – Воскресенский собор – был разрушен в 1961 году. Верующие города пытались добиться открытия храма, но власти не желали идти навстречу. Доходило до того, что людей, подписывающих соответствующие прошения к властям, вызывали в КГБ, запугивали, преследовали. Однако время шло, и к 1988 году, когда праздновалось тысячелетие крещения Руси, в стране стали вновь открываться храмы. Разрешение на открытие храма было получено и в Йошкар-Оле. Среди немногих уцелевших тогда было здание Вознесенского собора, в котором размещался пивной завод. Выселить пивзавод сначала оказалось нереально, поэтому было решено отремонтировать здание, находящееся неподалеку и имеющее 85(!) процентов износа. Несмотря на все трудности, еще за три года до учреждения епархии, на Пасху 1990 года в новом храме Воскресения, построенном в традициях русского деревянного зодчества, была отслужена первая служба.

До 1993 года Церковь Воскресения Христова была вынуждена соседствовать с пивным производством. Такое соседство доставляло массу неудобств: грязь, специфический запах, теснота. И после многочисленных просьб верующих городские власти приняли решение о выселении пивзавода. Переданное Церкви здание было в страшном состоянии. Когда нынешний настоятель Вознесенского собора, благочинный городских храмов, отец Евгений спросил у директора пивзавода, как же он довел здание до такого плачевного состояния, тот признался, что все производство работало на износ здания, то есть ждали, пока оно рухнет, после чего предприятие просто переехало бы на новое место. Накануне передачи здания, в Йошкар-Олу приезжал архиепископ Казанский Анастасий. Увидев передаваемое хозяйство, он ужаснулся, сказав, что отказался бы от такого «подарка». Но реставрация все же началась. Была проведена большая кропотливая работа. Вначале силами строителей и верующих был восстановлен верхний этаж. И на Пасху 1995 года в верхнем храме была отслужена первая служба. Потом около полутора лет шло восстановление более запущенного нижнего храма с насквозь отсыревшими стенами. Сделали пристрои, обустроили прилегающую территорию.

Параллельно велись работы по реставрации Тихвинского или кладбищенского храма, находящегося в так называемом Парке культуры и отдыха имени 30-летия ВЛКСМ. До возвращения здания Церкви здесь находились игральные автоматы, а позже размещалась какая-то, безвестная теперь, фирма. О том, в каком состоянии находился Тихвинский храм, можно судить по одному лишь факту – на месте алтаря горожане-посетители парка устроили отхожее место. После окончания основных восстановительных работ, в начале 1994 года Тихвинский храм был освящен епископом Йошкар-Олинским и Марийским Иоанном. Начались богослужения. Сейчас при храме действует Воскресная школа, где занимается младшая группа.

И опять же одновременно, в 1992-1993 годах, силами верующих начались работы по восстановлению старейшей в республике Церкви Пресвятой Троицы (она была построена в 1736 году). Медлить в данном случае было нельзя, так как в то время до окончательного обрушения уцелевшего первого этажа оставались считанные, даже не годы, а месяцы. К тому же у тогдашнего министра культуры зародилась идея на месте практически уже разрушенного здания храма построить резиденцию для своего ведомства. Здание же тем временем потихоньку разбирали на кирпичи. Много было препятствий и не меньше претензий. Людей, восстанавливающих храм, обвиняли в том, что облик прежнего храма отличается от возводимого ими. Особенно много критиков и советчиков было со стороны чиновников. Получилось, что власть, разрушившая храм, пыталась лишь указывать, как его надо восстанавливать, и совсем не пыталась помочь. Но сегодня уже упомянутый выше отец Евгений заботится не столько о том, чтобы восстановленные храмы были в точности похожи на разрушенные, а думает об удобстве для верующих, чтобы не было, например, тесноты. Не нравится некоторым чиновникам и то, что возводящийся Троицкий храм по своему величию затмевает в прямом и переносном смысле слова серый Русский драматический театр. Но это же естественно, так было всегда – Божий храм сочетал в себе все самое лучшее и величественное.

В середине мая сего года в нижней части Троицкой церкви был освящен престол в честь святителя Николая, архиепископа Мирликийского. Верующие города надеются, что освящение верхней части храма будет совершать Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Алексий во время визита в нашу республику.

Работа не затихает. При этом до каких только казусов не доходит. Так для Троицкого храма из Чебоксар привезли купол с крестом и его не могут водрузить лишь потому, что в городе нет подходящего подъемного крана. И все же, несмотря ни на что, йошкар-олинские храмы продолжают возрождаться. К сожалению, в восстановительных работах помощи от местных градоначальников как не было раньше, так нет и сейчас. Но дело, благодаря стараниям верующих и с Божьей помощью, продвигается, хотя средств катастрофически не хватает. А нужно, по словам отца Евгения, все сделать на совесть, строится-то на века.

Сейчас в Йошкар-Оле четыре действующих храма: Церковь Воскресения Христова, Собор Вознесения Господня, Церковь Тихвинской иконы Божией Матери, Церковь Пресвятой Троицы. Для справки, до революции в Царевококшайске, который был в несколько раз меньше нынешней столицы республики, существовало семь храмов.

Подготовил
Андрей ДЬЯЧКОВ.