Возможен ли диалог?

До недавнего времени мы были убеждены, что с пред­ставителями харизматических и других протестантских сект практически невозможно вести нормальный диалог. Наверное, многие православные, кто пытался это де­лать, с сожалением замечали, что большинство сектан­тов просто не слышат тебя, совершенно не воспринима­ют никаких ответных аргументов, даже не пытаются по­нять, что им говорит собеседник...

И вот совсем недавно в миссионерский отдел пришло не совсем обычное письмо. Его прислал один из лидеров Нижегородского христианского центра в ответ на наши публикации о сектах в светской прессе. Первое, что нам бросилось в глаза, - это простая, не перегруженная "ци­татами" и канцелярскими фразами речь, его открытость, стремление понять неизвестное ему Православие.

После некоторых сомнений мы решили начать пуб­ликацию нашей с ним переписки в надежде, что на­чавшийся диалог будет иметь хоть какие-то плоды, и, может быть, поможет колеблющимся в вере обрести верный путь христианства...

«В Православии мне никто ничего не объяснил».

Здравствуйте, меня зовут Алексей.

Я протестант. С вашей точки зрения, наверное, сектант. Сейчас я живу в Ниж­нем Новгороде, работаю программистом в НИИ измерительных систем. Христиа­нином я стал в Йошкар-Оле, в Йошкар-Олинском христианском центре. Сейчас я лидер домашней группы по изучению Библии в Нижегородской христианской общине. Может быть вам будет интерес­но мнение противоположной стороны.

Когда-то я считал себя православ­ным. Все было как полагается: я был кре­щенным, раз в год заходил в церковь, крестился глядя на икону и уходил, счи­тая что это все, для чего существует религия. Я так думаю, что боль­шинство людей в нашей стране рассуждают примерно также. Может быть 1% из всех, у кого на шее висит крестик и кто считает себя православ­ным, и являются по-настоящему верую­щими, но я думаю, что не больше. Лич­но я живьем ни разу не встречал дей­ствительно верного христианина-право­славного. Сейчас я знаю, что существу­ют и священники-православные, кото­рые действительно знают Того, в Кого они верят. Мне сейчас нравится читать Александра Меня или Георгия Чистяко­ва, который публикуется в "Русской мыс­ли".

Но как вы думаете, в чем проблема - почему я узнал о них только когда стал евангельским христианином? Почему я за две недели пребывания в Евангельс­кой церкви больше узнал о том, кто та­кой Иисус Христос, чем за те годы, ког­да я считал себя православным? Поче­му мне никто не сказал, что то, что я считал верой - на самом деле не вера, а так, одно недоразумение.

Это вообще удивительно: средний протестант в России гораздо больше знает о православной вере, чем сред­ний православный. Причем не думайте, что их знания - это сплошная отфильт­рованная "злобными сектантами" инфор­мация.

Еще одна тема для размышления. Когда тут недавно развернулась эпопея с законом о "свободе" совести, знаете, к чему это привело? К тому, что протес­тантские церкви всех деноминаций ста­ли сотрудничать друг с другом. Это сей­час вообще стало заметной тенденци­ей. Недавно в Нижнем Новгороде около десяти церквей - баптисты, методисты, пятидесятники и харизматические хри­стиане - стали регулярно проводить со­вместные молитвенные собрания. В об­щем-то и раньше мы не враждовали друг с другом, но этот закон вызвал огром­ное стремление к объединению.. .Так что я лишний раз убедился в том, что апос­тол Павел был прав, когда писал: "При­том знаем, что любящим Бога, призван­ным по Его изволению, все содействует ко благу" (Рим. 8, 28).

Напрасно вы считаете, что возрож­дение протестантизма угрожает монопо­лии Православной Церкви... Понимаете, ведь если бы Православная Церковь за­нималась своими прямыми обязаннос­тями - проповедовала народу об Иису­се Христе, то ей бы ничего не угрожало. Ведь миссионерская работа заключает­ся не в "ловле еретиков", а в проповеди Евангелия. Знаете, я вам секрет открою: не бывает "харизматического христиан­ства"! Больше того, "католического" и "православного" христианства тоже не бывает! Бывает просто христианство, по­тому что Христос-то один, Он не разде­лился!

Все-таки главная цель Церкви - сви­детельствовать о Боге, а не бороться с сатаной! Я понимаю, это тоже важно, но это не должно становиться главным. Конечно, на борьбе с врагом можно объединиться, но если все строится только на этом - то в конце концов все развалится. Как у моджахедов в Афга­нистане. Победили и передрались.

Кстати, не думайте пожалуйста, что протестанты настроены против Право­славной Церкви. В большинстве церк­вей, наоборот, даже будут рады, если в Русской Православной Церкви начнется возрождение. Уж, в конце концов, луч­ше быть православным христианином, чем атеистом!

Алексей Крылов.

 

«Хочешь знать истину - потрудись!»

Здравствуйте, Алексей.

Благодарю Вас за письмо, в котором Вы обстоятельно и искренне изложили свой взгляд на религиозную ситуацию в современной России. Вы правы: много людей, посещающих православный храм, мало знают о Том, в Кого верят. Этому есть свои причины. Давайте ог­лянемся в несовсем еще далекое про­шлое и посмотрим, что происходило в нашей стране в период господства "на­учного атеизма". Догадываетесь? Было репрессировано до 200 тысяч священ­ников Православной Церкви. Представляете, что это такое? Это три поколе­ния духовенства! И поэтому, когда "ве­рить разрешили", когда в нашу страну огромной массой нахлынули всевозмож­ные оккультные и псевдохристианские течения, имеющие за своими плечами огромные финансовые средства, Право­славная Церковь не смогла им противо­стоять.

Но это никак не значит, что слаба сама Церковь. Слово Божие действен­но и острее всякого меча обоюдоостро­го, говорится в Библии. Но ведь сами же знаете, что, по слову Апостола, в последние времена люди здравого учения принимать не будут, а сочинят себе бас­ни, которые льстили бы слуху. Говоря о возрождении протестантизма, я думаю, вы немного заблуждаетесь. На мой взгляд, сейчас в нашей стране самая массовая религия - это оккультизм, но­вое язычество, одетое в более привле­кательную маску, иногда даже представ­ляющее себя в виде истинного "христи­анства". Людей привлекает, прежде все­го, "чудо", некий мистический опыт, а об источниках этого опыта задумываться как-то не принято.

Для чего я все это говорю? Видите ли, мне кажется, что с "харизматичес­ким возрождением" связана внутренняя трагедия протестантизма. Лютер на­крепко зацементировал свою общину ра­ционализмом, лишив ее благодатной, та­инственной жизни во Христе. Уйдя от папства, протестанты его времени не дошли до усвоения внутренней духов­ной жизни Восточной Церкви. Это при­вело к многочисленным расколам внут­ри основанной ими общины: в XX веке протестантских сект, исповедающих за­частую совершенно противоположные взгляды, уже около 2000. С другой сто­роны, традиционный протестантизм при­шел к кризису, выродившись или в от­кровенно антихристианскую философию (как у Гегеля - "настоящего протестан­та", каковым он себя считал) или же в "религию потребления", т.е. в религию, которая ни к чему не обязывает.

Но вернемся к "харизматическому возрождению". Вот этот внутренний опыт, которого не хватало в традицион­ном протестантизме, и открыло хариз­матическое движение. Правильно ли на­зывать это движение возрождением? Бе­седуя со многими людьми, побывавши­ми в Христианском центре, мы были удивлены, когда узнали, что дар "гово­рения на языках" или "дар пророчества" раздается всем подряд, иногда даже впервые пришедшим на собрание и со­провождается физическими явлениями - настолько дикими, что у человека, зна­комого с христианством не по наслышке, не остается сомнения в нехристиан­ском характере происходящих с людь­ми переживаний.

Совсем недавно у нас в миссионер­ском отделе состоялся разговор с од­ной женщиной, посещающей ЙОХЦ три года, которая готовится пастором на ка­кую-то ответственную должность в "цен­тре". Из разговора с ней особенно нам запомнилось ее отношение к своему ми­стическому опыту. Она говорила, что долгое время просила у Бога "дар раз­личения духов", и когда она его получи­ла, то пошла к главному психиатру го­рода удостовериться в "истинности" этого дара. Психиатр, обследовав ее, заключил, что она совершенно нормаль­ная, а то, с чем она столкнулась, есть объективная реальность. Мы сказали ей, что не сомневаемся в этом, и задали не­которые вопросы, наводящие на крити­ческое осмысление происходящих с ней яв­лений. Я думаю, вы со­гласитесь, что такая наша недоверчивость оправдана словами Апостола Иоанна Богослова: "не всяко­му духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они" (1Иоан. 4,1). Ее "крити­ческое осмысление" выразилось при­мерно в следующем: "Ну и что? Я верю, потому что это действует!" Эта замеча­тельная фраза, кстати, очень характер­ная для большинства харизматов. Не­сомненно, некий дух действует на со­браниях харизматических сект и разда­ет многочисленные дарования людям, очень часто даже не принявшим водно­го крещения, т.е. не смывшим с себя ветхого человека. Я думаю, здесь кро­ется причина того, почему секты, опи­рающиеся на знамения и чудеса, на лич­ный, не проверенный Евангелием и Свя­щенным Преданием, опыт имеют такой успех в постхристианском мире.

В ХЦ со многими людьми происхо­дят страшные вещи, нарушения психи­ки и т.п., родители не узнают своих де­тей (а на детях любая патология особенно заметна), друзья не узнают своих бывших товарищей, - это все факты, от них никуда не денешься. И это пробле­ма не только Православной Церкви, это проблема всего общества. Правдивая информация о различных нетрадицион­ных для нашей страны религиозных груп­пах, носящих нередко деструктивный ха­рактер, должна предаваться гласности. Если бы западные или восточные мис­сионеры сами рассказывали о себе, кто они, какие взгляды проповедуют и чем эти взгляды отличаются от традицион­но христианских, то ситуация была бы куда лучше. Но обычно все это пестрое многообразие религиозных направлений представляется "просто христианами", а иногда даже и "православными". Но да­вайте будем честными. Для обычного, рядового гражданина нашей страны "просто христианин" - это представи­тель Русской Православной Церкви.

Вы говорите, что нет никаких хариз­матических, православных, католических христиан, а есть обычные христиане. Но Христос основал не учение христианс­кое, а Церковь - единый живой орга­низм. И как же Церкви отличить от себя лжеучения, которые все называют себя "христианами"? Ведь слово "правосла­вие" означает, что Церковь, называемая таким именем, правильно славит Живо­го Бога.

Здесь я хочу вернуться к обсужде­нию еще одной проблемы, о которой вы говорили в письме. Вы там написали, что средний протестант гораздо боль­ше знает о Православии, чем средний православный. Замечательно, что в ка­честве примера "истинных" православных вы упомянули такие имена, как о. Александр Мень и Георгий Чистяков. Вы­нужден вас разочаровать. Богословские воззрения этих авторов (еще Георгия Кочеткова, Иоанна Свиридова и др.) не признаются ни православной богослов­ской мыслью, ни простыми верующими. Это представители современного обнов­ленчества и церковного модернизма, старающиеся приспособить неизменя­емое христианское Откровение к совре­менным извращенным понятиям и вку­сам...

И еще я заметил одну довольно-таки интересную тенденцию. О себе вы пи­шете, что были "православным", ходили в храм, ставили свечку, но что эта "вера" вам ничего не дала, и поэтому вы были счастливы, что ушли в объятия "гостеп­риимного" протестантизма. Это типич­но для многих, ушедших в радикальные религиозные секты, не только в протес­тантизм. Видимо, дело в том, что Цер­ковь обязывает посмот­реть внутрь самого себя, заглянуть в свое сердце, осознать свое ничтоже­ство, свое греховное по­рабощение и уже потом начать в покая­нии и смирении шествовать тернистым путем ко Христу. Но ведь это же очень трудно и скучно! Куда проще прийти на одно-два занятия в ХЦ, получить там ка­кой-нибудь "дар", месяца через два-три стать "пророком" или "апостолом", об­щаться с Богом на "ангельских языках"! Так вот, это тоже кое о чем говорит. Дело в том, что люди, ушедшие из Пра­вославной Церкви, в большинстве сво­ем ничуть не потрудились для того, что­бы заглянуть в ту сокровищницу святоо­теческой древнехристианской традиции, которую открывает нам Православие. Здесь, я думаю, важно задаться вопро­сом: первые христиане, ученики Апос­толов, - как они понимали Евангелие? Ведь до нас дошло множество творений святых и учителей Церкви! Но почему-то ребятам из Христианского центра не до этого. Они полностью убеждены, что знают и правильно понимают Евангелие, тогда как Апостол Петр признает, что в посланиях Павла есть нечто неудобовразумительное (2 Петра, 3,16).

Церковь как Тело Христово - свята и непорочна. Но люди, ее составляющие, не могут быть без греха (1 Ин. 1,8). Бес­полезно в нашем с вами диалоге гово­рить о грешниках внутри церкви, ведь это - внутрицерковные проблемы. По­верьте, мы знаем их гораздо больше! Еще Ефрем Сирин в IV веке говорил, что Церковь - это не только сообщество свя­тых, но и толпа кающихся грешников. Думаю, правильнее будет, если мы с вами взглянем на наши религиозные убеждения, на те доктрины, которые мы в наших религиозных традициях счита­ем важнейшими. Видите ли, я глубоко убежден, что догматы имеют прямое от­ношение к духовной жизни. Если я не­верно исповедую Истину, то значит ложь, овладевшая моим сознанием, проника­ет и в сердце, и в молитвенную жизнь, а, в конечном счете (т.к. по Евангелию отец лжи есть диавол) - приводит к бо­гохульству.

Тема "Православие и протестантизм" обширна. Миссионерский отдел с инте­ресом ознакомился с вашим письмом, и мы надеемся, что отчасти смогли по­мочь вам понять нашу позицию, которой мы твердо стараемся держаться...

Виталий Ларионов.