Всемирный светильник веры

Ваше Преосвященство, Преосвященнейший Владыко, дорогие отцы, братья и сестры!

Говорить о прп. Серафиме можно много, потому что это святой, которого все мы любим, имя которого известно каждому христианину. Особенно же дорого это имя русскому сердцу: его жизнь подобна солнечному лучу, который освещал сердца людей, приходящих к нему, лучу, который согревал, указывал путь…

С детства отрок Прохор любил уединение и стремился к монашескому житию. Видя это стремление, мать благословила его на иноческий подвиг. Не сразу Прохор отправился в монастырь, но решил вразумиться через старцев – где ему проходить тот жизненный путь, который он избрал для себя. Получив у старца Досифея благословение и указание на Саровскую пустынь, благочестивый отрок направил свои стопы в Саров, поступил в братство этой пустыни и до конца своих дней не нарушал благословения, данного ему старцем Досифеем. В Сарове он прошел все послушания, восходя от силы в силу, ища только одного – спасения души. Ради этого дара – спасения – он удаляется от всего, что может отвлечь от цели, к которой он стремится. Что же удаляет от этой цели? – Привязанность к миру, с его соблазнами и удовольствиями, и служение своей изнеженной плоти. От мира он уходит за стены монастыря, а потом – в непроходимые саровские чащи. Плоть свою удручает бдением, продолжительной молитвой, физическими трудами и строгим постом. Опытно пройдя путь восхождения горé, преподобный Серафим очищает свое сердце от мирских привязанностей, освящает разум молитвой и чтением Священного Писания и становится маяком на пути тех боголюбивых христиан.

«Кто рано начинает учительствовать, – говорит преподобный Пимен Великий, – бывает неискусным в слове». Помня эти слова, преподобный Серафим старается обрести мудрость в познании Священного Писания, очищает свое сердце и свои мысли. Он избегает общества людей, старается быть в уединении, занимаясь богомыслием и молитвой. К нему начинают приходить за помощью и советом, потому что, по слову Христа, невозможно укрыться городу, стоящему наверху горы, и светильник, который горит, так же привлекает к себе людей, находящихся во тьме.

Люди, ищущие Бога во тьме духовной, увидев свет, устремились к этому светильнику, но Преподобный умоляет Бога закрыть к нему доступ. Лишь по особому внушению Матери Божией, которая явилась преподобному Серафиму и повелела ему выйти из затвора и принимать людей, Преподобный Серафим открывает двери своей келлии.

О богословии, о спасении, о молитве написано много книг: и ученых, и богословских, сказано много слов. Многие из нас знают и читали эти богословские труды и книги. Что же можно было нового сказать о Боге, кроме того, что опытным путем показать – как стяжать благодать Святого Духа. И вот преподобный Серафим своей жизнью являет нам образец опытного восхождения к Богу и примером всей своей жизни ведет людей по пути в Царство Небесное. «Радость моя, молю тебя, стяжи дух мирен, и тысячи душ спасутся около тебя», – так говорил он, опытно познав мир души: что это такое и что он дает для человека.

Старец советовал всегда иметь память о Боге, а для того, чтобы эта память возгревалась – непрерывно призывать в сердце имя Божие, творя Иисусову молитву: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного». «В этом, – говорил он, – да будет все внимание и обучение твое. С призыванием Имени Божия ты найдешь покой, достигнешь чистоты духовной и телесной, и вселится в тебя Святой Дух – Источник всех благ». Для того, чтобы дать духу нашему свободу возноситься горе и питаться от сладчайших бесед с Господом, нужно смирять себя бдением, молитвой и памятованием Господа, а дается это, по слову преподобного, частым чтением Священного Писания, которое сам Преподобный имел обычай всю свою жизнь исполнять так: за неделю он прочитывал весь Новый Завет: в понедельник – Евангелие от Матфея, во вторник – от Марка, в среду – от Луки, в четверг – от Иоанна, в оставшиеся дни разделял Послания, Деяния апостольские и Откровение. Таким образом, за неделю он прочитывал весь Новый Завет и в этом находил для себя великое утешение и радость. Он говорил, что не только дух его, и сердце, и разум просветляются, но и плоть так же имеет особую радость от общения с Господом.

Утешая и поучая приходящих к нему, Преподобный предостерегал грешников заглушать голос своей совести, говоря, что таким нет помилования. «Нет же, – говорил он – милости и тем, кто живет по похоти своей, только для себя и милости не творит окружающим его».

К Преподобному приходили и мудрые века сего, и простецы. Иногда ему жаловались на то, что нет возможности долго молиться. Тогда он дал правило, и говорил, что молиться можно и дома, и сидя, и на постели, и в церкви – всегда, что для тех, кто не имеет времени продолжительно молиться, достаточно со вниманием прочитывать краткое правило – три раза молитву «Отче наш», три раза молитву «Богородице Дево» и один раз – молитву «Верую». Очень сожалел и горько сокрушался Преподобный о людях, которые не соблюдали установлений церковных относительно постов и постных дней – среды и пятницы. Он говорил, что очень тяжко согрешают такие.

В его келлии, когда он молился, горело множество восковых свечей и лампад. Однажды он был спрошен: «Зачем же, батюшка столько много зажигаешь свечей? В келии от этого становится душно и невыносимо жарко». Преподобный ответил, что когда он молится, то он вспоминает всех тех людей, которые к нему оказывают радение, которые просят его о молитве и которые нуждаются в Божественной благодати и помощи. «Но, – добавил он, – синодик всех имен настолько велик, что я не могу на каждом месте своего правила поминать всех людей. Поэтому я всех поминаю только в начале молитвы, потом же – особо нуждающихся или находящихся в печали и горе. А за остальных я возжигаю свечи и лампады». И, чтобы уверить вопрошающего, что это он поступает не по своему разуму, а имеет основание в Священном Писании, он привел слова Господа к пророку Моисею: «Моисей, рцы брату твоему Аарону, да возжигает предо мною кадило во дни и в нощи. Сия бо угодна есть предо мною и жертва благоприятна Ми есть» (…). Скорбящим он говорил словами Христа: «Многими скорбями надлежит войти нам в Царство Небесное» (…). Эти слова, звучащие в его устах, как пластырь, ложились на скорбящие души. Без скорбей, говорил преподобный Серафим, в Царство Небесное войти невозможно. Его поучения касались всех сторон и общественной, и церковной жизни. К нему приходили за разрешением и семейных вопросов, и вопросов по службе, и о церковной молитве, и о домашней молитве. Всем и всегда Преподобный говорил кратко и очень мудро. Его слово отзывалось благодатным стремлением человека жить по слову Божию, по учению Церкви.

О церковной молитве Преподобный говорил: «Кто помнит, что нужно работать Господу со страхом и радоваться Ему с трепетом, тот внимает всему, что поется и читается в Церкви, особенно Священному Писанию, которое есть пластырь на всякий струп греховный». Молитва, говорят святые Отцы, есть путь к Богу. «Благоговейно причащайся Святых Таин, – говорит преподобный Серафим, – и не однажды в год, – тогда будешь спасен, благополучен и в самой земной жизни долговечен».

Относительно работы или службы преподобный Серафим говорил, что везде нужно делать добро, смирять себя, сохранять мир и ни за что не злобиться. Он не благословлял оставлять службу или работу, когда она была тягостна. Он говорил, что тягость эта от гордости, а когда смиришься, то и тяжесть пройдет. «Нельзя, – говорил Преподобный, – в угоду людям проводить время праздно, потому что такая дружба многих погубила. Более нужно любить Бога, нежели мир».

Когда же был спрошен о том, как стяжать смирение и победить гордость, то вновь он привел слова пророка Исаии, которыми говорил Господь: «На кого воззрю, токмо на кроткого и молчаливого и трепещущего словес Моих» (…). «Молчанием, – говорил Преподобный, – большие грехи побеждаются. Во всем нужно рассуждение. Что более дает благодати Божией? Молитва – бдите и молитесь, пост – поститесь, более подает благодати милостыня – творите милостыню. И таким образом о всякой добродетели, делаемой Христа ради, рассуждайте: что более приблизит к Богу. Все должно быть направлено к одному исканию – стяжанию Духа Святого, Божия. А получив дар благодати Духа, – говорил он, – раздавать требующим по примеру свечи горящей, которая сама светит, горя земным огнем, и другие свечи зажигает, не умаляя своего собственного огня и зажигает их для свечения другим».

О поучениях Преподобного, его жизни можно много говорить, но главное в том, что мы и сами как упомянутая свеча должны гореть, чтобы не только освещать другим путь к Богу, но еще и помогать загораться духовным огнем тем, кто его, Бога, ищет.

Протоиерей Сергий Филонов,
секретарь Йошкар-Олинского епархиального управления