Состав и содержание документов по истории Мироносицкой пустыни за период до 1916 г., хранящихся в Государственном архиве Республики Марий Эл, Бажин Владимир Васильевич, специалист Комитета Республики Марий Эл по делам архивов

 

Бажин Владимир Васильевич,

специалист Комитета Республики Марий Эл
по делам архивов

Состав и содержание документов по истории

Мироносицкой пустыни за период до 1916 г.,

хранящихся в Государственном архиве Республики Марий Эл

 

История Республики Марий Эл достаточно широко представлена в документах архивных фондов Государственного архива Республики Марий Эл, которые составляют основную источниковую базу работы различных категорий исследователей. В последние годы все чаще и чаще они обращаются к архивным материалам для изучения экономической, политической, социальной и культурной сфер жизнедеятельности ушедших поколений. Значительно возрос интерес к духовной стороне жизни наших предков. Все более востребованными становятся фонды учреждений духовного ведомства.
Особое место среди страниц нашего прошлого занимает история Ежово-Мироносицкого монастыря или Мироносицкой пустыни, как ее называли раньше. В Государственном архиве Республики Марий Эл хранится немало документов, содержащих в себе сведения о различных этапах и сторонах жизни обители в фондах: Ф-88 «Ежовский мужской монастырь Мироносицкой пустыни Царевококшайского уезда Казанской губернии», Ф-165 «Царевококшайское духовное правление Казанской епархии Казанской губернии», Ф-133 «Царевококшайская уездная землеустроительная комиссия Казанской губернии», Ф-97 «Штатный смотритель Царевококшайского уездного училища Казанского учебного округа Казанской губернии».
Документы Мироносицкого мужского монастыря содержат богатый материал о монашествующих и послушниках, церковном и монастырском имуществе, содержании царских грамот и указов и многое другое за период с 1713 по 1916 гг. В основном, это различные рапорты, годовые выписки, книги Казанской консистории, духовные ведомости, книги описей, счета, прошения священнослужителей, отчеты монастыря, приходо-расходные циркуляры, свидетельства о вступлении в брак священнослужителей и т.д.
Одним из таких документов, представляющих ценность для исследователей, является «Главная церковная и ризничная опись Царевококшайской Мироносицкой пустыни Казанской епархии», которая велась с 1855 по 1860 гг. Она состоит из 3-х частей и содержит в себе описи церкви, ризницы и книгохранилища, в которых достаточно подробно описано убранство самих зданий: алтарь, престол, иконостас; всевозможные культовые предметы и облачения священнослужителей, колокола, а также различные рукописи, печатные книги, хозяйственные документы и билеты сохранной казны1.
В монастырском книгохранилище имелось большое количество копий с царских указов и грамот. В архивном деле «Выписки на содержание царских грамот и указов, поступивших в Ежовский мужской монастырь Мироносицкой пустыни Царевококшайского уезда» имеется их содержание2. Одним из самых первых здесь упоминается текст копии с грамоты Царя и Великого Князя Алексея Михайловича, «коею от 6 июля 1647 г. царевококшайскому воеводе Матвею Никифоровичу Спиридонову предписано: 1) по случаю явления образа святых Жен Мироносиц, совершившегося в 1 день мая того года, построить во имя их чрез царевококшайских стрельцов, писацких и уездных людей церковь на том месте, где икона явилась и 2) списав с того образа копию, подлинный прислать в Москву». В других говорится и об отводе земли, и о постройке мельницы на реке Манаге, и о поимке разбойников, «кои появятся в Казанской епархии», и о торжественных богослужениях в честь окончания войны с Оттоманскою Портою (Турцией) и многое другое.
Большого внимания заслуживают «Приходо-расходные книги 1713-1807 гг.». В них содержится богатый для изучения материал о хозяйственной жизни Мироносицкой пустыни за данный период, который помогает проследить различные особенности монастырского хозяйства.
Интересные сведения, касающиеся истории возникновения обители, устройства церкви и колокольни, различных достройках и переустройствах в более поздние периоды развития монастыря, упоминание имен благодетелей, «тщанием» которых все это производилось, содержатся в документах фонда «Царевококшайское духовное правление Казанской губернии» в «Ведомостях о состоянии Царевококшайской Мироносицкой заштатной пустыни Казанской губернии»3 за различные годы. Помимо всего этого здесь дается описание земельных угодий, кому и когда они сдавались в аренду и на каких условиях; о мельничном хозяйстве, о рыбных ловлях, находившихся в Козьмодемьянском уезде, настоятельских и братских келиях, хозяйственных постройках.
Здание храма святых Жен Мироносиц, очевидно, находилось не «на том самом месте», где явился чудотворный образ, о чем говорится в упоминаемом выше указе царя Алексея Михайловича, а, видимо, чуть в стороне от него. «На том самом месте» находилась часовня, ранее деревянная, в 1876 г. построенная заново, на каменном фундаменте4.
Сведения биографического характера и количественного состава церковнослужителей имеются в «Ведомостях о настоятеле Царевококшайской Мироносицкой пустыни иеромонахе Терентии», «Ведомостях о монашествующих, не поступивших в монашество священнослужителях и послушниках...», «Ведомостях об исключенных учениках, принятых в Царевококшайскую Мироносицкую пустынь для изучения причетнической должности за 1879 г.», «Ведомостях о том, какое число в Царевококшайской Мироносицкой пустыни находилось монашествующих и послушников в 1879 г.», «Ведомостях о бытии у исповеди и Святого Причастия настоятеля и братии Царевококшайской Мироносицкой пустыни во все четыре поста 1879 г.», «Ведомостях о монашествующих и бельцах за 1881 г.» за названные и другие годы и т.д.5 Кто они и откуда родом, какой национальности, какого звания, где обучались и когда пострижены в монашество, – все эти сведения, записанные рукой добросовестного человека, сохранены до сих пор.
Сведения, касающиеся монастырских земель, имеются в фонде «Царевококшайская уездная землеустроительная комиссия Казанской губернии». В подробной «Программе исследования земель крестьянских общин», проводимых Казанским губернским земством в 1911 г., дается описание рельефа поверхности и характеристика почвы, состав «удобий и неудобий» по угодьям, экспликация земли; имеются сведения о сенокосах, урожае, севообороте, количестве рабочего скота, сбыте продуктов, оплате за полевые работы, аренде земли и т.д.6 Имеется также таблица перевода квадратных саженей в десятины. Примечательно, что именно в этом документе говорится о том, что кроме починка Ежово и деревни Подмонастырской Слободы, в Земельное общество Мироносицкой пустыни входил еще и выселок под названием Малококшайск, о котором совершенно не имеется никаких сведений в других источниках и фондах.
Одним из интересных документов Государственного архива Республики Марий Эл является «Экономическое примечание Царевококшайского уезда», датированное 1795 г., в котором помимо количества жителей, дворов и земли дается подробное описание месторасположения деревень Ежова и Подмонастырской Слободы. Здесь же говорится о том, что «подле оной пустыни бывает ежегодно августа 21 числа ярмонка, на которую съезжаются купцы и мещане из г. Царевококшайска и Чебоксар с разными шелковыми, бумажными и прочими мелочными товарами...». Монастырь владел также «отхожей дачей, принадлежащей ко Мироносицкой пустыни игумену с братиею», при которой имелось 126 десятин пашни и 25 десятин лесу»7.
В фонде «Штатный смотритель Царевококшайского уездного училища Казанского учебного округа Казанской губернии» имеются документы, касающиеся Мироносицкого приходского училища. В основном они представлены «Списками учеников Мироносицкого приходского училища для отметки их успехов при испытании...»8, «Ведомостями об успехах, прилежании и поведении учеников»9 и различными сообщениями и донесениями смотрителя Царевококшайскому окружному начальнику.
Следует отметить, что далеко не все из вышеназванных материалов сможет прочитать неподготовленный исследователь. Отдельные документы, особенно XVIII века, написаны трудночитаемой скорописью и имеют каллиграфические особенности, нередко зависящие от индивидуальности писца. Тем не менее, трудности такого характера только подталкивают интерес исследователя к работе с документами подобного рода. Рукописные архивные источники о святой Мироносицкой обители XVIII-XIX вв. увлекают, помогают ощутить дух того времени. Они – современники прошлого, самой истории, а ведь все прошлое было когда-то настоящим. И тем они ценны.
 

Примечания

1 ГА РМЭ. Ф-88. Оп. 1. Д. 40.
2 Там же. Д. 1.
3 ГА РМЭ. Ф-165. Оп. 1. Д. 347. Л. 313-331.
4 Там же. Л. 316.
5 ГА РМЭ. Ф-165. Оп. 1. Д. 333.
6 ГА РМЭ. Ф-133. Оп. 1. Д. 120.
7 ГА РМЭ. Ф-133. Оп. 1. Д. 2. Л. 29.
8 ГА РМЭ. Ф-97. Оп. 1. Д. 370.
9 Там же. Д. 376.