Ерошкин Юрий Витальевич,
научный сотрудник отдела истории МарНИИ

Архимандрит Варсонофий (Никитин): жизнь и труды

В истории Мироносицкой пустыни, одной из самых известных православных святынь Марийского края, есть немало замечательных страниц. Одна из самых интересных и малоисследованных к настоящему моменту — судьбы настоятелей монастыря, которых, по имеющимся данным, с 1649-го по 1924 гг. было около 60 человек. Данная публикация посвящена жизни и трудам архимандрита Варсонофия (Никитина), управлявшего обителью в 1920-1924 гг.

Иван Прокопьевич Никитин (так звали будущего архимандрита в миру) родился 23 июня 1878 года в селе Кузнецово Вараксинской волости Царевококшайского уезда в семье  крестьян Прокопия Григорьевича и Матроны Семеновны Никитиных. “С детства я был слабый состоянием здоровья, мать моя еще тогда дала обет отдать меня в монастырь, так впоследствии родители и поступили со мной”, — говорил о. Варсонофий впоследствии. Семья была благочестивой, детей воспитывали в вере. Маленький Ваня с малых лет имел послушание в церкви — пел на клиросе. Так, под покровом Пресвятой Богородицы, храм в честь Владимирской иконы Которой стоял в селе Кузнецово, и протекало его детство.

После окончания 3-классного сельского училища, в 1900-1906 гг. Иван Никитин служил в армии канониром крепостной артиллерии в г. Николаевске-на-Амуре. В 1904 году началась русско-японская война, театр военных действий находился совсем недалеко от тех мест. Трудности военного времени помогала благодушно переносить вера: известно, что во время действительной военной службы Иван Никитин пел в церковном хоре, читал Священное Писание.

После возвращения из армии, 7 августа 1906 года Иван Прокопьевич поступил послушником в Мироносицкую пустынь. 21 марта 1909 года он был пострижен в монашество с именем Варсонофий, 20 декабря 1909 года рукоположен в сан иеродиакона, а 6 августа 1912 года — во иеромонаха.  “Поведения очень хорошего, способен и прилежен”, “трудолюбив”, — сообщают о нем клировые ведомости тех лет. В обители о. Варсонофий нес различные послушания: в 1906 году — трапезного, в 1909-м — эконома, с 8 марта 1917-го — казначея, а в 1920-1924 гг. он был настоятелем монастыря.

В годы советской власти отношения между Церковью и государством строились на основании закона “Об отделении Церкви от государства и школы от церкви”. Согласно существующему порядку, все религиозные общины и приходы должны были пройти перерегистрацию в органах власти. Регистрационное собрание Мироносицкой общины состоялось 20-21 июня 1920 года. На нем присутствовало 165 человек. Иеромонах Варсонофий, как настоятель монастыря, был избран председателем собрания. После обсуждения было принято решение: при Мироносицкой пустыни образовывалась религиозная община, которая брала на свое содержание здание храма. Ее председателем 21 июня был избран житель села Ежово Николай Силантьевич Мошков.

Что же представлял собой монастырь в начале 1920-х гг.? В 1921 году в обители жили 1 архимандрит, 1 игумен, 6 иеромонахов, 2 иеродиакона, 5 монахов, 11 послушников. А вот какое описание можно встретить в документе от 15 октября 1921 года: “Монастырь, обнесенный оградой, имеет около десятка строений, все дома — за исключением одного — заняты под общественные и государственные нужды … Один каменный дом занимают монахи… он весь разбит на отдельные комнаты, совершенно изолированные одна от другой каменными, капитальными стенами, комнаты — за исключением двух — совершенно темные, низкие и сырые, помещаются в этих комнатах 26 человек”. На основании вышеизложенного, органы советской власти делали вывод: “Принимая во внимание, что ничего из монастыря нельзя использовать под общественные и государственные нужды, ликвидацию Мироносицкой пустыни не производить”10 .

В 1921 году в жизни Мироносицкой пустыни произошло несколько немаловажных событий. Настоятель монастыря о. Варсонофий (Никитин) был возведен в сан архимандрита Андроником (Богословским) — епископом Спасским, викарием Казанской епархии. Это свое назначение батюшка первоначально по каким-то причинам не открывал11 . В известных нам официальных светских документах он именовался иеромонахом. Возведение в сан архимандрита, дававшее в церковном отношении более высокое правовое положение, предоставляло возможность самому настоятелю решать некоторые вопросы жизни обители. 1 сентября 1921 года в Мироносицкой пустыни состоялось учредительное собрание членов Мироносицкой трудовой артели по пошиву одежды, которое было созвано о. Варсонофием. На нем присутствовало 5 человек, настоятель монастыря был избран председателем, секретарем выбрали диакона Петра Кочеткова, который с 1921 года был в обители счетоводом. После обсуждения собрание приняло постановление об открытии артели с 11 сентября 1921 года. Ее председателем стал отец Варсонофий, казначеем — иеродиакон Маврикий (Петров), секретарем — послушник Трифон Парамонов. Вскоре члены артели подали заявление о регистрации в Областное управление кустарной промышленности. К нему были приложены 5 экземпляров устава, протокол учредительного собрания артели, сведения об имущественном положении ее членов. 6 октября 1921 года Мироносицкая артель по пошиву одежды была зарегистрирована. На 1 января 1922 года в нее входило 8 человек. Согласно отчету о деятельности, составленному о. Варсонофием (Никитиным) 24 октября 1922 года, члены артели работали в мастерской при монастыре. Они шили одежду из материалов заказчика, принимали заказы только от частных лиц, торговлей и сбытом своей продукции не занимались12 .

Начало 1920-х гг. — время гонений на Церковь под ложным предлогом сокрытия ее служителями церковных ценностей вследствие нежелания помочь голодающим. Между тем, в воззвании Святейшего Патриарха Тихона  к православному населению страны от 19 февраля 1922 года говорилось о разрешении жертвовать на нужды голодающих церковные украшения и предметы, не имеющие богослужебного употребления. Несмотря на это 23 февраля 1922 года ВЦИК постановил изъять из храмов все драгоценные вещи, в том числе священные сосуды, а сопротивлявшихся такому намерению арестовывали. В конце 1923 года отец Варсонофий (Никитин), иеромонахи Мироносицкого монастыря Иннокентий (Куледин), Алипий (Иваненко), казначей обители иеродиакон Рафаил (Вечкелев), иеродиакон Евгений (Данилов), послушники Кирилл Юферев, Николай Юричев, Иван Булаев, а также ряд крестьян села Ежово были арестованы по обвинению в распространении религиозной литературы и в сокрытии церковных ценностей, якобы подлежащих изъятию. 2 февраля 1924 года дело было рассмотрено в областном суде МАО в Краснококшайске. “За халатное отношение к сбережению церковного имущества” отец Варсонофий (Никитин) был приговорен к 6 годам тюремного заключения, остальные обвиняемые получили от 6 лет до 1 года13 .

После освобождения из заключения через 2 года14 , отец Варсонофий в 1925-1926 годах жил в Раифской пустыни15 , а затем перебрался на территорию Вятского края. В 1927 году он встречался с епископом Глазовским Виктором (Островидовым), который благословил его на приход в с. Летяги Арбанского района Кировской области, куда батюшка прибыл в 1928 году16 . Русская Православная Церковь переживала тогда непростое время: в связи с появлением Декларации митрополита Сергия (Страгородского), опубликованной в июле 1927 года, и различным  отношением к ней духовенства, произошел раскол. В начале 1928 года в с. Летяги прибыл благочинный 2-го округа Котельнической епископии священник Иван Мамаев. Он собрал церковный совет, зачитал текст Декларации и ответ на нее, составленный епископом Виктором (Островидовым). При этом о. Иоанн пояснил, что, признав советскую власть, митрополит Сергий нарушил церковные каноны, что Церковь не может радоваться мероприятиям советской власти, направленным против религии. Совет церкви с. Летяги принял решение стать на платформу епископа Виктора и отмежеваться от тогдашнего архиепископа Вятского Павла (Борисовского), который был сторонником позиции митрополита Сергия17 .

В числе не согласных с Декларацией был и отец Варсонофий (Никитин). Впоследствии он объяснил свою позицию так: “Я — человек, выросший и воспитанный в монастыре на догмах Православной Церкви, считал для себя неправильным примыкать к Сергию, который объединяется с безбожной светской властью”18 . “Поминать за богослужением советскую власть я не могу, т.к. она есть власть безбожная, атеистическая, антихристианская власть”19 . На принятие решения о присоединении о. Варсонофия к епископу Виктору (Островидову) повлияли воззвания епископа Яранского Нектария (Трезвинского), три из которых батюшка читал20 , а также его личная встреча с этим архиереем. Она состоялась в июле 1929 года в Казани. О. Варсонофий ездил к владыке Нектарию по поручению вятских священников Иоанна Стародубцева (Пижанский район) и Михаила Стрельникова (Арбанский район) для получения документа о возведении в сан архимандрита21 , после чего это свое назначение более не скрывал. Владыка Нектарий также призывал батюшку не признавать митрополита Сергия, так как считал, что, признав советскую власть, тот изменил Православию22 . 

В последующие годы о. Варсонофий назначался еще на ряд приходов: в 1930 году он служил в с. Караванное Тужинского района Кировской области, в церкви мучеников Флора и Лавра с. Табашино23 , а 1 ноября 1930 года, по приглашению благочинного протоиерея Николая Мышкина, приехал в с. Суводь Советского района. Первоначально предполагалось, что батюшка послужит здесь недели 2-3, но затем срок служения был продлен24 . Проживал о. Варсонофий в то время в деревне Вотьма, откуда его возил на лошадке в церковь церковный староста Кузьма Сливницын25 .

26 марта 1932 года батюшка был арестован и заключен под стражу в арестантском помещении Советска. Обвиняли его по ст. 58-10, 11 УК РСФСР26 .  В постановлении о предъявлении обвинения и избрании меры пресечения от 15 мая 1932 года утверждалось, что о. Варсонофий являлся участником контрреволюционной монархической организации церковников, проводил антисоветскую агитацию27 . На последнем допросе 14 июня 1932 года, как и на предыдущих, батюшка показал: “Участником себя церковно-монархической организации “Истинно-Православная церковь” не считаю и виновным не признаю”28 .

14 августа 1932 года состоялось Особое Совещание при коллегии ОГПУ, на котором о. Варсонофий (Никитин) был приговорен к ссылке в Северный край на три года и отправлен туда по этапу29 . В марте-июле 1933 года батюшка работал в лесу на станции Сосновка Северной железной дороги, а в июле-декабре 1933 года30  проживал в трех верстах от города Котласа — в деревне Устья. С передачами к нему сюда приезжали монахиня Александра (Толстикова), а также Надежда Макаровна Старикова, Пелагея Антоновна Хлыдова, Ольга Ефимовна Пленкина, Ирина Александровна Шихова31 . На исповеди у батюшки был о. Никифор Редькин, который в 1930 году был рукоположен во священники епископом Нектарием (Трезвинским) по рекомендации о. Варсонофия32 .

Согласно материалам следственного дела, в конце 1933 года батюшка был освобожден из ссылки по болезни33 . Несколько месяцев он жил на родине, в деревне Кузнецово, у брата Димитрия Прокопьевича Никитина34 . В последующее время о. Варсонофий не имел определенного места жительства, был странствующим священником: с 1933-го по ноябрь 1941 года перемещался по Тужинскому, Арбанскому, Пижанскому, Советскому, Яранскому, Салобелякскому районам Кировской области, где служил по домам и исполнял требы35 . Но чаще всего он совершал богослужения в доме Анны Максимовны Плотниковой в деревне Селиваново недалеко от Йошкар-Олы, где у него была оборудована келия36 . Эти службы посещали жители Селиваново, а также другие верующие, разделявшие взгляды епископа Виктора (Островидова) на взаимоотношения Церкви с советской властью. О. Варсонофий был известен как опытный в духовной жизни пастырь. У него исповедовались священники Никифор Редькин, Лукоян Васенев, бывший настоятель Мироносицкой пустыни игумен Сергий Мытиков37 . Поддерживал батюшка связи и со священником Симеоном Яндулецким — одним из самых известных иереев Вятской епархии того времени. Впоследствии о. Варсонофий говорил, что “Редькин и Яндулецкий искали моих советов и указаний относительно церковных служб, и я не мог отказать им в этом как более опытный священник”38 .

В 1940-1941 гг. о. Варсонофий служил в деревне Федосиха Тужинского района Кировской области39 . 22 июня 1941 года он был арестован Тужинским РО НКВД в деревне Лукоянки того же района в частном доме, куда пришел причастить болящую. 18 февраля 1942 года батюшка был осужден Нарсудом Тужинского района по ст. 192 УК РСФСР на 2 года лишения свободы и отбывал наказание в колонии НКВД40 . Заключение он переносил очень тяжело, долго болел41 .

17 сентября 1942 года было начато следствие по новому делу. В постановлении на арест утверждалось, что, будучи членом ИПЦ, о. Варсонофий вел активную антисоветскую деятельность42 . Обвинение было предъявлено по ст. 58-10, ч. 2, 58-11 УК РСФСР43 , батюшка находился под арестом во внутренней тюрьме НКВД  города Котельнича44 .

Допросы, состоявшиеся в сентябре-ноябре 1942 года, были длительными (продолжались они, как правило, от 3 до 5 часов), и престарелому архимандриту было трудно их выдерживать. Это косвенно подтверждает и акт медицинского освидетельствования о. Варсонофия, составленный 5 ноября 1942 года, в котором говорится, что у него имеются возрастные изменения организма, что для него возможен только легкий труд45 . Если учесть, что органы советской власти к служителям Церкви особым снисхождением не отличались, можно сделать вывод, что состояние здоровья батюшки действительно было плохим.

В постановлении о предъявлении обвинения, составленном 4 ноября 1942 года, говорилось, что о. Варсонофий (Никитин) являлся одним из руководителей контрреволюционной церковно-монархической организации ИПЦ, находясь на нелегальном положении вел антисоветскую деятельность46 . Следствию удалось “доказать” только то, что о. Варсонофий и не скрывал — его причастность к группе верующих, разделявших взгляды епископа Виктора (Островидова). На следствии батюшка говорил: “Я являюсь противником существующей в стране советской власти как власти безбожной и являюсь сторонником прежнего монархического строя в России47 . Хотя и проводил тайные церковные службы, но контрреволюционных групп не создавал,  к отказу от защиты сов. власти … не призывал”48 .

15 мая 1943 года о.Варсонофий был переведен из Котельнича в тюрьму г. Яранска49 . Именно в этом городе 18 августа 1943 года, накануне праздника Преображения Господня, с 19 до 20 часов 40 минут вечера проходило закрытое судебное заседание Военного трибунала войск НКВД Кировской области50 . О. Варсонофий был приговорен к 10 годам лишения свободы с ограничением в правах по ст. 31 УК РСФСР на 5 лет, с отбыванием меры наказания в исправительно-трудовых лагерях51 . После вступления приговора в силу батюшка находился в заключении в тюрьме города Яранска, где и умер 22 марта 1944 года. Похоронен архимандрит Варсонофий (Никитин) на Яранском кладбище.

Безусловно, никакой контрреволюционной организации во главе с отцом Варсонофием не существовало. Это подтверждает и Постановление Президиума Кировского областного суда от 16 февраля 1990 года, составленное по итогам пересмотра дела. В нем говорится, что “обвинение построено в основном на показаниях обвиняемых, из которых видно, что все они были глубоко верующими людьми и являлись сторонниками церковного направления “Истинно-Православная церковь”. Будучи недовольными советской властью за ее политику в отношении Церкви, они высказывали мысли о непризнании этой власти и проводимых ею мероприятий. … Однако, все разговоры по этим вопросам проводились в узком кругу верующих, и в них, по существу, не содержалось призывов к свержению, подрыву или ослаблению советской власти. При таких обстоятельствах в действиях обвиняемых отсутствует состав преступления, предусмотренный ст. 58-10 УК РСФСР. Причастность этих лиц к церковному направлению ИПЦ не может рассматриваться, как участие в к/р организации”. В результате пересмотра дела приговор военного трибунала от 18 августа 1943 года был отменен52 , отец Варсонофий (Никитин) и другие верующие, обвиненные по данному делу и пострадавшие за веру Христову в годы гонений на Церковь, были реабилитированы. 

О подвиге новомучеников, его духовном смысле сказано и написано в настоящее время немало. Вот что говорил об этом один из старцев Ново-Афонского Симоно-Кананитского монастыря в 1928 году, утешая пришедшего к нему благочестивого христианина: “Вот вы изволите скорбеть, как тяжко наказана наша Родина, какое творится беззаконие, как поругаема святыня. Все это сущая правда, что страдает она — мать наша — за грехи чад своих. Но, поверьте, Господь праведно наказует нас по делам нашим и, попуская врагу нашего спасения временно торжествовать, тут же претворяет это временное зло в вечное добро. Ведь вот если одной рукой, если можно так сказать, враг разрушает хра­мы, кощунствует, возводит всякое поругание святыни, то другой рукой, совершенно против своего желания и даже на свою погибель, создает целые сонмы священномучеников, невинно пострадавших, воздвигает эту небесную рать, эту могучую силу добра, что, несомненно, ускорит безбожникам гибель. Не погрешим, если скажем: за все время существования Святой Церкви на земле не было явлено столько мучеников, сколько дала их ныне наша Родина. Это ли не торжество нашей веры, это ль не надежда, что Господь помилует Россию!”53  

Примечания

 1 Архив УФСБ по Кировской области. СУ 10267. Т. 6. Л. 18; СУ 9215. Т. 1. Л. 1а; ГА РМЭ. Ф.Ф. 88. Оп. 1. Д. 128. Л. 6 об.-7.

 2 СУ 9215. Т. 1. Л. 7 об.

 3 Там же.

 4 СУ 10267. Т. 6. Л. 18 об.; СУ 9215. Т. 1. Л. 2, 3 об., 7 об.

 5 ГА РМЭ. Ф.Ф. 88. Оп. 1. Д. 128. Л. 6 об.-7.

 6 ГА РМЭ. Ф.Ф. 88. Оп. 1. Д. 128. Л. 6 об.-7; Д. 112. Л. 22 об.-23.

 7 ГА РМЭ. Ф.Ф. 88. Оп. 1. Д. 112. Л. 22 об.-23.

 8 ГА РМЭ. Ф.Р. 168. Оп. 1. Д. 1. Л. 27.

 9 Там же. Л. 107-108 об.

 10 ГА РМЭ. Ф.Р. 168. Оп. 1. Д. 65. Л. 14.

 11 СУ 10267. Т. 6. Л. 21.

 12 О деятельности Мироносицкой артели можно узнать из: ГА РМЭ. Р. 130. Оп. 1. Д. 7. Л. 107-111; Оп. 1. Д. 62. Л. 21-21 об.; Оп. 1. Д. 118. Л. 109-112. Использованы копии документов из архива Миссионерского отдела Йошкар-Олинской епархии.

 13 СУ 10267. Т. 6. Л. 18 об., 19 об.; СУ 9215. Т. 1. Л. 3 об., 7. См. также: Попов Н.С. Православие в приходах Марийского края Казанской епархии в 20-е годы XX века // Марийский археографический вестник. 2002. № 12. С. 92.

 14 СУ 10267.  Т. 6. Л. 19 об.

 15 СУ 9215. Т. 1. Л. 3.

 16 СУ 10267. Т. 6. Л. 25 об.; СУ 9215. Т. 1. Л. 5 об.

 17 СУ 10267. Т. 6. Л. 25.

 18 СУ 9215. Т. 1. Л. 5 об.

 19 СУ 10267. Т. 6. Л. 25 об.

 20 СУ 10267. Т. 6. Л. 20.

 21 СУ 9215. Т. 1 Л. 6 об.

 22 СУ 10267. Т. 6. Л. 20 об., 21, 25 об.

 23 СУ 9215. Т. 1. Л. 3 об.

 24 СУ 10267 Т. 6. Л. 19 об., 20, 24 об.

 25 Там же. Л. 22.

 26 СУ 10267. Т. 6. Л. 17, 18 об.

 27 Там же. Л. 23.

 28 Там же. Л. 25 об.

 29 Архив УФСБ по Кировской области. СУ 10267 Т. 3. Л. 339-341.

 30 СУ 9215. Т. 1. Л. 3, 17.

 31 Там же. Л. 17-17 об.

 32 Там же Л. 14 об.

 33 Там же. Л. 4.

 34 Там же. Л. 20 об.

 35 Там же. Л. 4.

 36 Там же. Дер. Селиваново, входившая в состав Кузнецовского сельсовета, Медведевского района, не существует с 1977 г. Она была объединена с дд. Ким и Юшково.

 37 Там же. Л. 20 об., 21.

 38 Там же. Л. 14.

 39 Там же. Л. 16 об.

 40 Там же. Л. 21 об., 22, 237, 277.

 41 Там же. Л. 239.

 42 Там же. Л. 1а, 239.

 43 Там же. Л. 2.

 44 Там же. Л. 277.

 45 Там же. Л. 242.

 46 Там же. Л. 18-18 об.

 47 Там же. Л. 19.

 48 Там же. Л. 20.

 49 Там же. Л. 277.

 50 Там же. Л. 290.

 51 Там же. Л. 297 об.

 52 Там же. Л. 311.

 53 Цит. по: В кавказской теснине // Мироносицкий вестник. 2004. № 3. С.17.