Абызова Элеонора Борисовна,
преподаватель Воскресной школы
при Вознесенском соборе г. Йошкар-Олы

Козьмодемьянский период жизни священномученика Серафима (Самойловича),
архиепископа Угличского

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий в выступлении на XII Рождественских чтениях сказал: “Соборное прославление новомучеников и исповедников Российских  становится духовной основой возрождения нашей Церкви и нашего народа. Мы все больше и больше осознаем, что в недавнем прошлом были не только массовая гибель невинных людей, не только богоборчество и богоотступничество, но и высочайший, светлый, побеждающий смерть мученический подвиг, по своему величию сопоставимый только с мученичеством первых христиан. Именно благодаря им не была убита душа народа, и ныне Русская Православная Церковь воссозидается их святой кровью”.

Одним из многих пострадавших за веру Христову был священномученик Серафим (Самойлович), архиепископ Угличский. Мало кому известно, что после освобождения из заключения в 1932 году он выбрал себе для проживания маленький городок Козьмодемьянск — въезд в большие города ему был запрещен. Как видно из жизнеописания, опубликованного Ярославской епархией в связи с его прославлением, козьмодемьянский период жизни владыки Серафима, причины его ареста здесь остались неизвестными составителям жития. Поэтому их можно восполнить новыми данными, полученными при работе над архивно-следственным делом Малосундырской церкви.

И еще одно обстоятельство побудило нас рассказать об этом святителе. Не все знают, что владыка Серафим, сын скромного украинского псаломщика из Миргорода, в эпоху лютых гонений на Церковь прошел путь от иеромонаха до первоиерарха Русской Православной Церкви. В период ареста митрополита Сергия (Страгородского) ему было доверено замещать Местоблюстителя Патриаршего Престола.

Прежде, чем рассказать о козьмодемьянском периоде жизни владыки Серафима, остановимся на основных вехах его жизни.

Исповедник и священномученик Серафим (в миру Симеон Николаевич Самойлович) родился 19 июля 1881 года. По окончании Полтавской Духовной семинарии он был направлен в Алеутско-Аляскинскую епархию, во главе которой в то время стоял епископ Тихон (Белавин). После принятия монашеского пострига и рукоположения в священнический сан, иеромонах Серафим преподавал в миссионерских школах, в Ситкинской Духовной семинарии. “Аляскинский епископ Тихон высоко ценил молодого ревностного миссионера за личное благочестие и за чуткое и умелое обращение с новопросвещенной светом Христовым паствой”, — читаем в житии. Через шесть лет миссионерского служения на Аляске иеромонах Серафим вернулся на Родину и в 1910 году был поставлен наместником Ярославского Толгского монастыря. К этому времени на Ярославскую кафедру был переведен архиепископ Тихон (Белавин), и отец Серафим вновь трудился под его архипастырским окормлением. Как наместник, игумен Серафим деятельно участвовал в подготовке и проведении празднования 600-летия монастыря. Готовясь к этой дате, он написал серьезный исторический труд “История Толгского монастыря 1314-1914 гг”. Обитель во главе с ее наместником в дни юбилея приняла множество богомольцев. Были устроены навесы для ночлега и раздача хлеба. Паломники бесплатно получали образки, брошюры, листки духовного содержания.

Но вот грянула революция. Ярославская епархия очень скоро испытала всю тяжесть гонений от богоборческой власти. 350 невинных ярославцев были расстреляны летом 1918 года как участники “Ярославского восстания”. Протопресвитер Михаил Польский пишет в своей книге “Новомученики российские”: “В эти дни мужество и присуствие духа наместника Толгского монастыря спасли обитель от разгрома, когда чекисты… рыскали по келиям, подвалам и склепам могил на монастырском кладбище в поисках “мятежников””.

15 февраля 1920 года состоялась хиротония архимандрита Серафима (Самойловича) во епископа Угличского, викария Ярославской епархии. Через четыре года Святейший Патриарх Тихон возвел его в сан архиепископа. В этот период владыку Серафима дважды (в 1922 и 1924 годах) арестовывали, несколько месяцев он томился в ярославской тюрьме.

Из истории Русской Церкви мы знаем, что владыка Серафим был непримиримым борцом против обновленчества. Он часто бывал в Москве в Даниловом монастыре, где вошел в группу архиереев, объединившихся вокруг епископа Феодора (Поздеевского), для борьбы с обновленцами. Патриарх Тихон одобрял их деятельность и в шутку называл “конспиративным синодом”.

В 1925-1926 годах, в связи с пребыванием правящего архиерея в Нарымской ссылке, архиепископ Серафим несколько месяцев руководил Ярославской епархией. Конец 1926 года особо значим в архипастырстве владыки. Ибо Промыслом Божиим он был поставлен во главе Русской Православной Церкви. В декабре 1926 года в течение 19 дней были арестованы один за другим митрополит Петр (Полянский) — Патриарший Местоблюститель и три архиерея, в завещательном распоряжении названные им в качестве заместителей. Последний из арестованных, митрополит Иосиф (Петровых), перед своим арестом назвал еще трех кандидатов на этот пост. Из них на свободе остался только архиепископ Угличский Серафим. Не следует удивляться этим массовым арестам иерархов. “Советское государство было не просто безбожным, а воинствующе-богоборным, стремившимся всеми доступными средствами уничтожить Церковь. Конечно, сделать это ему не удалось, ибо обетовано было Самим Господом, что и вратам ада не дано одолеть Церковь (Мф. 16, 18). Но священноначалие, служителей и верных чад ее безжалостно уничтожали”. Как писал эмигрантский журнал “Китеж”, в 1929 году 117 иерархов РПЦ находилось в различных местах заключения (по данным на 1 апреля 1927 года). Смерть на воле была в ту пору редким уделом для русского архипастыря.

Историк Церкви протоиерей Владислав Цыпин так объясняет причины выдвижения владыки Серафима на столь ответственный пост: “Он состоял в епископском сане лишь с 1920 года, но его ценило и уважало духовенство, любили верующие. Было известно, что он пользовался совершенным доверием Патриарха Тихона еще со времен миссионерского служения на Аляске. Да и в борьбе с обновленцами он был непреклонен и бесстрашен”.

29 декабря 1926 года архиепископ Угличский Серафим, как Заместитель Патриаршего Местоблюстителя, обратился к чадам Церкви с посланием, в котором писал: “Подчиняясь воле Божией и принимая на свои слабые рамена возлагаемый на меня тяжелый крест, считаю долгом обратиться к собратьям-епископам, пастырям и православноверующим, умоляя их хранить преданность и послушание Святой Православной Церкви”. Через три месяца, в марте 1927 года Владыка был заключен в тюрьму на Лубянке. Ему предлагали принять жесткие условия легализации Церкви, но он отверг все попытки вмешательства властей в церковные дела. Через три дня, ничего не добившись, его отпустили. Владыка Серафим управлял Церковью до 12 апреля 1927 года, когда передал свои заместительские права митрополиту Сергию (Страгородскому) после освобождения того из заключения.

Издание митрополитом Сергием Декларации об отношении Церкви к советской власти внесло, как известно, в церковную жизнь разделения. Советская власть к этому и стремилась. Она была, по словам епископа Илариона (Троицкого), на положении tertius gandens (“третий радующийся”), т.е. на положении той стороны, которая выигрывает от распри двух других сторон. Архиепископ Серафим (Самойлович) Декларацию осудил. Он пытался искренне объяснить свою позицию, отправив митрополиту Сергию личное письмо. Не найдя для себя возможности согласиться с положениями Декларации, владыка Серафим должен был оставить служение в Угличе. Затем он был выслан властями в г. Могилев, где вскоре его арестовали и отправлили в Соловецкий концлагерь — на тяжелые общие работы. Однажды, поднимая кирпичи при постройке двухэтажного здания, он упал с лесов и сломал ребра, которые неудачно срослись, что сделало его инвалидом. Осенью 1930 года архиепископ Серафим был направлен на строительство Беломорканала. Протопресвитер Михаил Польский в своей книге о новомучениках приводит рассказ бывшего узника, отбывавшего с Владыкой заключение. Приведем эти драгоценные свидетельства: “Работая помощником лекаря при приеме этапа, я увидел архиепископа Серафима — высокого согбенного старца с остриженной под машинку головой и лицом”. Тот же соузник Владыки вспоминает такой случай: “Раз, в конце сентября, в сырой ненастный день проходя мимо землянки-дезокамеры, у которой обычно на карауле стоял заключенный-инвалид, я услышал, что меня зовут по имени. Подойдя, я увидел продрогшего больного Владыку Серафима, который пожаловался, что стоит здесь с 12 часов дня, а была уже ночь. Пришлось мне срочно бежать в барак и искать ему замену”10 . Автор этих воспоминаний часто общался с Владыкой, имел с ним духовные беседы. Он пишет: “Больной владыка Серафим часто вспоминался мне в моих скитаниях по тюрьмам и ссылкам. Мне представлялось его кротко улыбающееся изможденное лицо, и, склонив в молитве голову, я словно чувствовал на ней его исхудалую, огрубевшую, покрытую ссадинами архипастырскую руку”11 .

В январе 1932 года, после освобождения, Владыка Серафим приехал в город Козьмодемьянск. Он поселился на Пугачевой горе, в маленьком домике № 34. “Я мечтал здесь найти отдых от церковных разделений”, — сказал он через год на допросе, когда был снова арестован. Но и здесь Владыка нашел те же церковные разделения. Вскоре после его приезда об архиепископе Серафиме узнали верующие Козьмодемьянска и горномарийских приходов. К нему обращались за духовным советом, духовной помощью монахини из закрытого к тому времени Козьмодемьянского Свято-Троицкого женского монастыря, священники и прихожане горномарийских приходов. Нередко речь шла об отношении Церкви к советской власти. Примечательны слова, сказанные Владыкой в беседе со священником Григорием Сергеевым из с. Пертнуры: “Наша цель — не легализация при советской власти, а легализация в Царствии Небесном при загробной жизни”. Несколько раз к Владыке Серафиму приезжали прихожане, староста и члены церковного совета малосундырской Троицкой церкви, настоятель которой, протоиерей Александр Агеносов открыто не признал Декларацию митрополита Сергия. В Малосундырскую церковь в этот период стекалось очень много верующих из разных районов Марийского края, из Чувашии. В тяжелое время люди искали укрепления в вере, духовной поддержки, утешения в скорбях.

Власти не могли этого долго терпеть. 3 января 1933 года отец Александр Агеносов был арестован. Вместе с ним были арестованы 16 мирян и монахинь, проживавших в Малом Сундыре после закрытия Козьмодемьянского Троицкого монастыря. По этому же делу арестовали и архиепископа Серафима, обвинив его в идейном руководстве малосундырской церковью. При обыске у Владыки были изъяты только Библия и дневник: больше ничего у него не нашли. После недельного содержания в сыром подвале арестантского дома в Козьмодемьянске архиепископа Серафима отправили этапом вместе со всеми арестованными малосундырцами в г. Йошкар-Олу.

Здесь он пять месяцев томился в тюрьме в ожидании суда. Владыка мог бы легко доказать свою непричастность к этому делу. Ведь он никогда не бывал в Малом Сундыре, и не был знаком с настоятелем Малосундырской церкви. Владыка был очень болен, устал от тюрем и лагерей. Если бы он скрыл свое отношение к советской власти, свои разногласия с митрополитом Сергием, его бы, возможно, и отпустили. Но он не захотел идти на компромисс, выбирая путь исповедничества. И на допросе, и в собственноручно написанных дополнительных показаниях архиепископ Серафим сказал и написал все, что думал о богоборческой власти, чем усугубил свое положение. Читая эти показания, преклоняешься перед мужеством архипастыря! Вот некоторые отрывки: “Я считаю, что нам, христианам, с советской властью, не признающей Бога и ведущей антирелигиозную работу, не по пути”12 . Далее он пишет: “Советскую власть я расцениваю как факт свершившийся, но как власть временную. Я не предсказываю никакого будущего, т.к. это только одному Богу известно… я как христианин не могу одобрить политику советской власти в деле раскулачивания и выселения кулачества из мест постоянного проживания. Я рассматриваю это как факт морального угнетения и притеснения человека, чего можно было бы избежать, не вносить вражду между группами людей, не вносить зло в человеческую массу”13 . Чрезвычайно интересны показания Владыки относительно его разногласий с митрополитом Сергием. В его житии, со ссылкой на Акты Патриарха Тихона, читаем: “Существует мнение, что в мае 1928 года архиепископ Серафим примирился с митрополитом Сергием”14 . Но в личных показаниях от 17 февраля 1933 года он пишет в самом начале: “Сообщаю, что с занятой мною позиции по отношению к митрополиту Сергию в 1927 году я никогда не отступал, и в этом вопросе колебаний у меня не было, т.к. я не согласен с его политикой признания им советской власти”15 .

Решением Особого Совещания при Коллегии ГПУ Горьковского края от 8 июня 1933 года архиепископ Серафим Угличский был выслан в Северный край сроком на три года. Но через год мера наказания по неизвесной причине ужесточилась. Владыка был приговорен к пяти годам заключения и сослан в кемеровские лагеря. 9 ноября 1937 года архиепископ Серафим (Самойлович) был расстрелян. “Закончилась подвигом необыкновенно чистая, светлая и нравственно цельная жизнь, от юности до последнего вздоха отданная Богу и людям”16 , — говорится в житии.

Архиепископ Серафим (Самойлович) был канонизирован Синодальной Комиссией по канонизации святых как священномученик. Память его установлена 4 ноября — в день празднования Казанской иконе Божией Матери.

Примечания

 1 Слово Патриарха Московского и всея Руси Алексия II на открытии Международных Рождественских Образовательных Чтений. М., МП. 25 января 2004 г. С. 1.

 2 ГА РМЭ. Ф. 1086. Оп. 8. Д. 244.

 3 Новомученики и исповедники Ярославской епархии. Ч. 2. Архиепископ Угличский, Серафим (Самойлович), Епископ Романовский, Вениамин (Воскресенский). Тутаев, 2000. С. 6.

 4 Польский М. Новомученики российские. Джорданвилль, 1957. Репринт. Ч. 2. С. 13.

 5 Цыпин В. История Русской Церкви (1917-1997). Кн. 9. М., 1997. С. 105.

 6 Вениамин (Федченков), митр. Послужи народу. М., 1999. С. 2.

 7 Цыпин В. Указ. соч. С. 93.

 8 Там же. С. 155.

 9 Польский М. Указ. соч. С. 12.

 10 Там же. С. 13.

 11 Там же. С. 16.

 12 ГА РМЭ. Ф. 1086. Оп. 8. Д. 244. Л. 196 об.

 13 Там же. Л. 196.

 14 Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея Руси. М., 1994. С. 608.

 15 ГА РМЭ. Ф. 1086. Оп. 8. Д. 244. Л. 196.

 16 Новомученики и исповедники Ярославской епархии. Ч. 2. Архиепископ Угличский, Серафим (Самойлович), Епископ Романовский, Вениамин (Воскресенский). Тутаев, 2000. С. 13.