Царевококшайский период в жизни и деятельности выдающегося языковеда и педагога Василия Алексеевича Богородицкого

Василий Алексеевич Богородицкий (1857-1941). Это имя известно каждому филологу не только в России, но и за рубежом. Выдающийся русский языковед и педагог, он стал создателем первой в мире лаборатории экспериментальной фонетики. О нем написаны книги, статьи, очерки1. Его жизненный и творческий путь тесно связан с губернским городом Казанью, куда он приехал летом 1868 года. Учился в Казанской гимназии (с 1868 г.), на историко-филологическом факультете Императорского Казанского университета (с 1876 г.). После окончания университета был оставлен для подготовки к профессорскому званию, а в дальнейшем вел исследовательскую и педагогическую работу, являясь приват-доцентом кафедр сравнительного языкознания (с 1881 г.), сравнительной грамматики индоевропейских языков (с 1884 г.), санскрита и сравнительной грамматики (с 1886 г.), экстраординарным профессором (с 1893 г.). Ученую степень магистра сравнительного языкознания он получил в 1884 г. за диссертацию «Гласные без ударения в общерусском языке», степень доктора сравнительного языкознания – в 1888 г. за диссертацию «Курс грамматики русского языка. Ч.1. Фонетика». В 1905 г. В.А. Богородицкий был избран пожизненным членом Парижского лингвистического общества, а в 1915 г. – членом-корреспондентом Российской Академии наук. С 1922 г. он работал профессором Восточного педагогического института в Казани. В 1940 г. был награжден орденом Трудового Красного Знамени.

Научное наследие В.А.Богородицкого обширно и разнообразно. Им опубликовано более 160 трудов, в том числе монографии, учебники, методические разработки, библиографические обзоры, статьи, рецензии. Научные интересы В.А.Богородицкого распространялись на проблемы общего языкознания, древних индоевропейских, современных славянских, западноевропейских, тюркских и других языков. В.А. Богородицкий написал первый вузовский учебник современного русского языка «Общий курс русской грамматики», выдержавший пять изданий (1904, 1907, 1911, 1913 и 1935 годы).

Все эти факты известны в научном мире. Но мало кто знает, что Василий Алексеевич – коренной царевококшаец, родился и провел свои детские годы в Царевококшайске. Еще меньше известно о том, что в нашем тихом уездном городке В.А.Богородицкий получил начальное образование. Работая над материалами своей книги о Царевокошайске2, автор данной статьи обнаружил интересные данные об этом периоде жизни известного ученого, нашего земляка.

В.А.Богородицкий родился в г. Царевококшайске 7(19) апреля 1857 года в православной семье. Его отец, Алексей Иванович Богородицкий, был из духовного сословия, закончил курс Казанской духовной семинарии, а в октябре 1856 г. был рукоположен в сан священника храма Входа Господня в Иерусалим в Царевококшайске. С 1867 г. он преподавал Закон Божий в приготовительном классе и женской школе при Царевококшайском уездном училище. В семье Алексея Ивановича и его супруги Анфисы Ивановны было два сына (Василий и Виктор) и три дочери (Анна, Агния, Ольга). Богородицкие имели деревянный дом в городе.

Достигнув 6-летнего возраста, старший сын Василий в сентябре 1863 г. был принят в приготовительный класс Царевококшайского уездного мужского училища, окончив который летом 1864 г., был переведен в первый класс. Открытое в мае 1825 г. и размещавшееся в одном из лучших зданий города – доме Пчелина, училище считалось одним из лучших в Казанской губернии. Здесь работали интересные и увлеченные педагоги: законоучитель священник Вознесенской церкви Александр Николаевич Спасский, учитель истории и географии Михаил Карпович Емельянов, учитель арифметики и геометрии Семен Лукич Попцов. Особое внимание, судя по отчетам о состоянии преподавания отдельных дисциплин, уделялось преподаванию русского языка и русской словесности. В сентябре 1867 г. учителем русского языка был назначен выпускник Императорского Казанского университета Иван Васильевич Архангельский, о котором в отчетах смотрителя училища говорилось, что он не пропустил ни одного урока. Вопросы преподавания русского языка почти ежемесячно обсуждались на совещаниях. Особое внимание уделялось правильному чтению, произношению. Ученики 3-го класса на испытаниях «читали отлично». Предметом пристального внимания стали сочинения учащихся. Решили не давать детям темы, с которыми они «не могли сладить», например «Коронование Императора Николая I», а предлагать такие, «которые бы могли иметь нравственное влияние на учащихся». Предполагалось также разнообразить сочинения формами и давать писать письма. В силу молодости и недостатка опыта И.В. Архангельского выпускники часто повторяли разнообразные ошибки, но он «сделал все, чтобы улучшить успехи». Несомненно, что стремление привить любовь к родному языку в царевококшайском училище не могло не повлиять на судьбу Василия Богородицкого. Постановка всего дела преподавания русского языка в Царевококшайске, на наш взгляд, дала нашему отечеству такие крупные имена лингвистов, как Билярский и Богородицкий.

Василий Богородицкий был способным и прилежным учеником. Правда, в первом классе у семилетнего Василия не все получалось. Отличные оценки в конце года были выставлены только по чистописанию и поведению. По Закону Божиему, русскому языку, географии, черчению и рисованию выведены удовлетворительные оценки, а по арифметике и геометрии вышла даже двойка. Но средний балл по оценкам получился удовлетворительным. В кондуитном списке (журнал с замечаниями на учеников) имя Богородицкого довольно часто фигурировало. Зафиксированы его «проступки»: «неряшливая тетрадь – оставлен на 2 часа после уроков; не приготовил урок по мерам длины – 2 часа после уроков готовил урок; не приготовил стихи – оставлен готовить урок; не приготовил урок по Закону Божиему – оставлен после уроков; не выучил правила из арифметики – оставлен без обеда; 26 апреля 1865 г. Богородицкий и трое других не приготовили урока по грамматике об именах прилагательных – оставлены были на 2 часа, но ушли. Василий раскаялся и по молодости лет прощен»3. Его перевели во второй класс. Но директор училищ Казанской губернии опротестовал решение училищного совета. В своей записке, направленной в Царевококшайск 5 августа 1865 г., он сообщал смотрителю уездного училища: «Ученик 1 класса Богородицкий переведен во 2-й класс неправильно; предлагаю оставить его в том же классе и за такого рода неправильные действия на первый раз делаю замечание училищному совету и предлагаю ему на будущее строго держаться правил»4.

Василий Богородицкий был оставлен повторно в первом классе. Следует заметить, что в дореволюционной школе это не являлось чем-то предосудительным, напротив, поощрялось для усвоения и закрепления знаний. Повторно Василий закончил первый класс по всем предметам на отлично, кроме арифметики. В кондуитном списке Богородицкий почти не фигурировал. Имеется лишь одна интересная запись от 1 июня 1866 г.: «Опоздал на четверть часа, пришел в класс, как замечено, после долгого гулянья по улицам, руки в грязи, лицо потное, загорелое, перепачканный; не принес даже ни одной книги с собой; занимается хорошо, но это потому, что сидит в классе другой год. Домашнего же занятия мало в нем заметно. Способность и память хорошие, соображение быстрое. Но, как кажется, испорчен домашними похвалами и потому самонадеян и по достоинствам своим малоисправен»5. За это происшествие Богородицкий был наказан, стоял у доски, ему было сделано, как отмечалось в журнале, внушение, что «хорошему ученику стыдно доводить себя до такового вида»6. По итогам первого класса Василий был награжден книгой «за благонравие и успехи».

Во втором классе 1866-1867 учебного года успехи Богородицкого оказались несколько ниже, но в третьем выпускном классе 1867/68 учебного года из 7 учеников-выпускников отличные успехи по всем предметам показал только Василий Богородицкий, которого педагогический совет училища ставил в пример, а в марте 1868 г. «нашел возможным записать на красную доску». У него были лучшие сочинения. «Такие ученики, как Богородицкий, в состоянии написать довольно хорошо на всякую тему», – отмечалось на заседании педсовета7. В годовом отчете за 1868 г. подчеркивалось, что «Богородицкий, 11 лет мальчик, отличился отличным почерком, исполнительностью и опрятностью во всем; тетради и изложения его всегда были хороши»8.

22 июня 1868 г. на торжественном акте выпуска присутствовали учителя, родители, представители учреждений г. Царевококшайска. Собравшиеся торжественно исполнили песнопение «Царю Небесный», а затем ученик второго класса Николай Спасский произнес приветственную речь. Ученики первого и второго классов и ученицы женской школы рассказали басни Крылова и стихотворения, а выпускник Василий Богородицкий прочитал «Метель» Д.В.Григоровича «правильно и выразительно»9. С речью об училище выступил штатный смотритель коллежский асессор Е.Н.Сильвестров. В заключение торжественного акта пропеты «Боже Царя храни» и «Достойно».

Василий Богородицкий получил аттестат об окончании училища. Дорога в гимназию была открыта. В отчете училища было отмечено: «Особенно отлично окончил курс сын священника – В.Богородицкий, который за примерное поведение во все время учения, за прилежание и успешное занятие заслуживает публичной похвалы»10.

В 1868 г. В.А. Богородицкий выехал в Казань и поступил в Императорскую 1-ю Казанскую гимназию, окончание которой открыло ему дорогу в университет и путь в науку. Начался казанский период его жизни и деятельности.

В 2002 г. исполнилось 145 лет со дня рождения В.А.Богородицкого, выдающегося ученого, патриота нашего Отечества. Казань хранит память о Богородицком. Здесь есть квартира-кабинет ученого, где хранятся его личные вещи, библиотека. На доме установлена мемориальная доска. А в городе, где он родился, эта память никак не увековечена. Абсолютное большинство йошкаролинцев и взрослых, и учащихся, и студентов ничего не знает о своем известном земляке. Настала пора в преддверии его 150-летнего юбилея увековечить память о нем хотя бы мемориальной доской на Вознесенской (Карла Маркса) улице, либо назвать одну из улиц его именем. Это наш долг перед ушедшими и грядущими поколениями йошкаролинцев, которые не в праве быть безучастными к своей истории и культуре.

Сергей Валентинович СТАРИКОВ,
доктор исторических наук,
профессор
кафедры отечественной истории МарГУ.


Примечания

1. Богородицкий Василий Алексеевич // Булахов М.Г. Восточнославянские языковеды. Биобиблиографический словарь. Т. 2. Минск, 1977. С. 29-42; Андрамонова Н.А., Байрамова Л.К. В.А. Богородицкий. Казань, 1981. (вернуться к тексту)
2. Стариков С.В. Панорама старого города: Царевококшайск на старинных открытках и фотографиях. Йошкар-Ола, 2002. (вернуться к тексту)
3. Государственный архив Республики Марий Эл. Ф. 97. Оп. 1. Д. 716. ЛЛ. 98-108. (вернуться к тексту)
4. Там же. Л. 17-17 об. (вернуться к тексту)
5. Там же. Д. 737. Л. 95-95 об. (вернуться к тексту)
7. Там же. Д. 771. Л. 18 об. (вернуться к тексту)
8. Там же. Д. 775. Л. 12 об. (вернуться к тексту)
9. Там же. Л. 11. (вернуться к тексту)
10. Там же. Д. 774. Л. 26. (вернуться к тексту)