Православная культура на страже жизни

Осмысление значения христианства в двухтысячелетней истории человечества способствовало осознанию многими российскими специалистами ущербности своего образования: недостаточности представлений о духовных традициях своего Отечества, о 1000-летней православной его истории, корнях русской культуры. Сегодня Россия, по сути, вновь открывает для себя духовно-культурное наследие, пытаясь найти опору в решении трудных проблем бытия. К таким проблемам по праву можно отнести дело исцеления общественной нравственности.

Известный философ и психиатр К. Ясперс считал, что XX век породил не только атомную бомбу и бактериологическое оружие, но и феномен преступной государственности, в котором абсолютное зло находит свое легальное воплощение. Немецкий ученый имел в виду опыт “гуманного” умерщвления тысяч дефективных и безнадежно больных стариков, который был осуществлен в “коричневых” госпиталях фашистской Германии на основе законодательства 1938-1939 гг. об эвтаназии неполноценных.

Трудно поверить, что в настоящее время к эвтаназии безнадежно больного психологически готово 70 % студентов Марийского педагогического института до изучения темы “Биоэтика” в курсе “Концепции современного естествознания” и 75 % студентов Марийского технического университета до изучения аналогичной темы в курсе “Основы социальной медицины”. Убедить будущих специалистов в том, что отстаивать эвтаназию – это все равно, что проповедовать геноцид, нелегко. Полярно противоположные морально-мировоззренческие ориентации характерны для студентов II, III, IV курсов и в решении вопросов “права плода на жизнь” и “права женщины на аборт”, “дарения органов”, вопросов “прогностической медицины” и т.д.

Действительно, на рубеже веков сложность решения этических вопросов, затрагивающих жизнь каждого человека, достигла апогея. Биоэтика – это не только область знаний, но и “формирующийся социальный институт современного общества”1, и реакция культуры на опасные процессы, происходящие в медицине, которая “подчинена сверхзадаче сохранения жизни человеческого рода”2.

Создание карты генома человека, будучи открытием революционного характера, перерастает в генетическую бессубъектную прогностику и связано с появлением медико-биологических рычагов власти над человеческой жизнью. Исследователи генома, говоря о блестящих перспективах диагностики и терапии, признают степень риска своей деятельности, так как неразумное использование новых технологий может привести к катастрофическим последствиям.

Проблема соотношения веры и знания, религии и науки стоит в наше время как никогда остро. Миллионы людей убеждены: жизнь – это дар Божий, и любые попытки вмешаться в этот естественный процесс должны быть тщательно взвешены. Новые биомедицинские технологии обнажили парадоксальную связь между достижениями науки и падением ценности человеческой жизни. Так, для искусственного оплодотворения заготавливаются “запасные” зиготы, которые затем уничтожают. Условием фетальной терапии является превращение человеческих зародышей 16-21 недели развития в “фармацевтическое сырье”.

Сегодня оказалось, что самые неблагоприятные генетические процессы человек может породить сам в своей собственной популяции. Безусловно, фокусом этических проблем дня является клонирование. Клонирование – логическое развитие методов искусственного оплодотворения и генных технологий. Директор Института общей генетики, академик РАН Ю.П. Алтухов называет “клонирование человека – безумным плодом тоталитарного мышления”, который поведет к утрате наследственного разнообразия и генетическому вырождению. В мире, где права перевешивают ответственность, злоупотребления могут привести к производству клонов человека для получения «запасных частей», к движению в направлении создания “высшего” класса человеческих существ и т.д.

Веками в культуре России существовали смыслообразующие связи между религией, этикой и медициной. Рождение и смерть, душевные и телесные страдания человека определялись христианскими ориентациями, нормами морали, непреходящими этическими ценностями. Знание о человеке, кроме биологического, всегда включало в себя нравственное измерение. Связь науки и нравственности и сегодня – важнейшее условие выживания современной цивилизации.

Биоэтика, рассматривающая медицину в контексте прав человека, должна разрешить конфликты “прав”, “принципов”, “ценностей”, а это – человеческие жизни и судьбы культуры. Как разрешить, например, конфликт “права пациента на достойную смерть” и права врача на исполнение христианской заповеди “не убий”? Доказать студентам, что эвтаназия – это великий грех человеческий и клятвопреступление, удается на основе ценностей православной культуры и христианских начал врачевания. К сожалению, образование все еще не готово к возвращению в контекст культуры, не ориентировано на воспитание человека культуры. В мировоззрении студентов доминирует не культура в ее целостности, а приверженность к одной из форм общественного сознания – чаще к околонаучным представлениям.

В Марийском педагогическом институте, в отличие от многих вузов, занятия по теме “Концепции современного естествознания” ведутся не одним специалистом. Часть учебной программы, посвященная человеку, передана кафедре медико-биологических дисциплин. Мы считаем, что время, когда люди пытались охватить разумом все явления мира, давно прошло. Уже Сократ заявлял, что ничего не знает, а с тех пор объем знаний вырос неизмеримо. Энциклопедистов нет, есть специалисты. Даже в одной дисциплине, как правило, объем знаний настолько велик, что для их усвоения не хватает жизни. Знание человека всегда ограничено, научность без духовности ущербна так же, как и действительная духовность немыслима без понимания науки, ее места в жизни и культуре, в развитии цивилизации.

Духовная культура в современном образовании растворена в отдельных гуманитарных науках, что приводит к трансляции лишь фрагментов ее. Культурология стремится к интеграции, пытается охватить культуру в целом, однако при этом знание утрачивает точность, объективность и глубину.

Для развития культуры будущих специалистов необходим такой способ работы с информацией (специальной, философской, этической), который бы обеспечивал развитие сознания обучающегося, формировал ответственное отношение человека к природе и самому себе. Каждая из научных дисциплин располагает достаточным количеством знаний об определенных сторонах проявлений культуры, и эти сведения могут быть легко дополнены.

Русская национальная культура в логико-смысловой взаимосвязи ее представлений о милосердии и заботе о ближнем – кладезь мудрости и защиты жизни. В России “опыт” эвтаназии тысяч людей был принципиально невозможен, так как глубинные пласты православной культуры вытравить непросто. Да и в самой Германии пастор Бодельшвинг героически боролся в своем больничном городке за жизнь “беззащитных человеческих существ, каждое из которых было, может быть, пред Богом гораздо ценнее и выше всех громких деятелей эпохи”, – пишет в своей книге “О тайне человеческой жизни” архиепископ Сан-Францисский Иоанн (Шаховской).

Знакомство будущих специалистов с биоэтикой – это форма своеобразной защиты человеческой личности, пример для осознания того, что образованность должна сочетаться с нравственностью поступков.

Елена Владимировна СУНГУРОВА ,
кандидат медицинских наук, доцент,
заведующая кафедрой медико-биологических дисциплин МарГПИ,

Ирина Игоревна НОВОСЕЛОВА ,
кандидат педагогических наук,
доцент кафедры медико-биологических дисциплин МарГПИ


Примечания

1 Юдин Б.Г. Социальная институционализация биоэтики // “Биоэтика: проблемы и перспективы”. М., 1992. С. 113. (вернуться к тексту)
2 Силуянова И.В. Современная медицина и православие. М., 1998. С. 37. (вернуться к тексту)