Присоединение луговых мари к России

История Марийского народа неотделима от истории России. Еще раз в этом можно убедиться в год великого юбилея – 450-летия падения Казани и присоединения марийцев к России. С тех пор прошло четыре с половиной века. Марийцы сохранили свой язык, луговые марийцы в большинстве остались язычниками, но при этом заимствовали лучшее у соседних народов – русских, татар, чувашей. Наша задача – проанализировать предпосылки и обстоятельства присоединения луговых марийцев к Русскому государству, уточнить сроки этого события, выявить соотношение мирного и насильственного путей включения марийского народа в состав России. Необходимо также пролить свет на природу и сущность так называемых “Черемисских войн”. Чем же они были вызваны? Кто стоял во главе крупных выступлений марийцев против царской власти? На все эти вопросы должны быть даны честные ответы в год празднования 450-летия присоединения Марийского края к России.

Луговые марийцы до присоединения к России

Прародина марийцев – средняя часть бассейна Волги, стык леса и степи. Прошлое марийского народа известно нам в первую очередь благодаря археологическим раскопкам. Изучая остатки древних поселений, археологи могут представить и описать быт наших предков, их производственную и хозяйственную деятельность. А исследуя первобытные захоронения – сделать выводы о духовной жизни людей, их взглядах на мир и религиозных верованиях.

В нашей республике самое древнее захоронение и поселение первобытных людей археологи обнаружили близ д. Юнга–Кушерск, в Горномарийском районе. Установлено, что люди здесь проживали в древнекаменном веке, в эпоху палеолита. Согласно археологической концепции Г.Н. Архипова, первоначально на правом берегу Волги проживали городецкие племена, на основе которых впоследствии сформировались мордва, мурома, мещера. На левом берегу Волги жили азелинцы – предки удмуртов. Есть все основания предполагать, что марийский народ сложился в результате смешения городецких и азелинских племен. Марийцы и удмурты являются родственными народами. Даже название удмуртов – одо-мари – принятое у марийцев, подтверждает близость этих народов. В древности удмуртов называли арами или арскими людьми. Памятником древней удмуртской культуры является село Арино в Моркинском районе. Необходимо упомянуть гору Карман, которая служила крепостью во время столкновений удмуртов с марийцами. Постепенно удмурты были оттеснены с левого берега Волги вглубь Волжско-Камского междуречья. В X-XI вв. левый берег Волги заселили марийцы1.

Заселив и освоив левый берег Волги, марийцы вступили в тесные взаимоотношения не только с удмуртами, но и с волжско-камскими булгарами. Именно от последних стало распространяться название марийского народа “сармыс”, “цармис”, “черемис”. Первое упоминание о марийцах встречается в послании хазарского царя Иосифа министру финансов кордовского эмира. Перечисляя подвластные ему народы, хазарский правитель отмечает среди них “црмс”, “черемису”. Марийцы были известны и на Руси. “А на Белоозере сидит весь… А по реке Оке … черемисы, говорящие на своем языке… А вот другие народы, дающие дань Руси: чудь, меря, весь, мурома, черемисы, мордва, пермь, печера, ямь, литва, зимигола, корсы, нарова, ливонцы – эти говорят на своих языках, они – потомство Иафета, живущее в северных странах…”2.

Марийцы никогда не жили в изоляции. Они постоянно контактировали со своими соседями – славянами, булгарами, удмуртами, мордвой. После падения Волжской Булгарии в 1236 году марийцы подчинились новым завоевателям, пришедшим из Центральной Азии – монголам. На бескрайних степных просторах от Дуная до Урала возникла Золотая Орда – периферийный, второстепенный улус гигантской евразийской империи Чингисидов. Марийцы платили ханам Золотой Орды ясак – десятую часть всего произведенного продукта и служили в ханском войске, где считались отличными стрелками.

Марийцы исповедовали язычество в форме анимизма. Верховным божеством в этой религии был Кугу Юмо – податель земных благ. Особое почитание мари воздавали Ош кече кугу юмо – богу солнца и света, Тяня-юмо – богу неба, Кама-юмо – богу небесного свода. Как и у мордвы, у мари очень почитались женские божества: Вяд-ава – богиня воды, Мланде-ава – богиня земли, Нур-ава или Пасу-ава – богиня поля, Тул-ава – богиня огня. Необходимо заметить, что в марийском язычестве присутствует идея Бога, совершались моления в честь Кугу-Юмо и других богов и богинь. Постепенно складывалось целое сословие лиц, возглавлявших моления и приносивших жертвы богам. Таких служителей называли картами.

Марийцы молились в кясото (мольбищах). Центральное место в системе их религиозных представлений занимал культ предков. Считалось, что души умерших, покидая тело, попадают на тот свет – “вес тяня”. Этот загробный мир представлялся подобием земного мира. У душ те же потребности и привычки, как и у живых людей. Они едят, пьют, пашут землю, плетут лапти, разводят пчел, женятся, выходят замуж.

Семейные поминки у марийцев проводились на третий, седьмой, сороковой день, через полгода и год после смерти, а общеродовые – весной, летом и осенью. В случаях стихийных бедствий, эпидемий устраивались внеочередные поминки. К умерших обращались, как к живым, приглашали их на поминки, ходили для этого на кладбище, просили принять участие в поминках, топили для них баню, звали помыться, угощали их, кормили, поили, просили быть добрыми и помогать живым сородичам. В этом заключалась основная идея поминок.

Целая эпоха в истории марийского народа, с 1437 по 1552 годы, связана с Казанью. Луговые марийцы, в отличие от горных, не были отделены от Казани Волгой. Шла интенсивная торговля с селениями Атня, Мендели, Юшут и столицей ханства лесоматериалами, продуктами кустарного производства, дегтем, смолой, медом.

Ханство в административно-территориальном отношении делилось на четыре стороны (даруги):

1. Горную (правобережье Волги восточнее р. Суры), где проживали горные марийцы, чуваши, свияжские татары и восточная мордва;

2. Луговую (левобережье Волги восточнее р. Ветлуги, севернее Пижмы и Вятки, западнее Уржумки и Илети), то есть область населенную луговыми марийцами и удмуртами;

3. Арскую (бассейн р. Казанки и прилегающую часть Средней Вятки), то есть территорию, занятую татарами, южными удмуртами и вятскими марийцами),

4. Побережную (Нижнее Прикамье), где жили татары и, на крайнем востоке, башкиры. Каждая сторона состояла из сотен улусов, которые, в свою очередь, подразделялись на десятки. Марийские сотни возглавляли лужа (шудовуи), у них в подчинении находились десятники – лувуи.

Шудовуи и лувуи были родоплеменными вождями мари и служили вассалами казанских ханов. В их обязанности входили были сбор ясака и организация военных формирований для участия в походах. Казань претендовала на Вятку и Пермь, считая эти земли своими. Но и Москва также стремилась присоединить их к своим владениям. Сохранилось упоминание о совместном татаро-марийском походе в Устюжский уезд в 1462 году. “Послал великий князь войной на черемису болярина своего Бориса Коженова, а с ними устюжан и галичан. А шли мимо Вятки по Каме в Пермь. А того лета рать черемисская с татары казанскими приходили на устюжский уезд в Верхоюжье и пленили многих людей. И устюжане гнашася в погоню и, согнав их, побиша, и полон весь отбиша”4. Памятны также события 1455 года, когда марийцы выставили против московского царя Ивана III сильное 30-тысячное войско для защиты Казани.

Москва собирала вокруг себя русские земли, постепенно складывалось русское государство. Марийцы, подчинявшиеся Казани, рассматривались в Москве как враги. Это подтверждает авторитетный источник – Патриаршая, или Никоновская летопись: “В лето 6976 (1462). Тоя же осени князь великий Иван послал на черемису князя Семена Романовича, а с ним многих детей боярских двора своего; и совокупившеся, вси пойдоша из Галича на Николин день, декабря 6, и пойдоша лесы без пути, а зима была велми студена… Тоя же зимы генваря 9, на Крещение Господне, рать великого князя прииде в землю черемисскую, и много зла учиниша земле той; людей изсекоша, а иных в плен поведоша, а иных изожгоша; а кони их и всякую животину, чего нельзя с собою имати, то все изсекоша; а что было живота их, то все взяша, и повоеваша всю землю ту, а досталь пожгоша, а до Казани за един день не доходили и, возвратившеся, приидоша к великому князю вси поздорову”5.

Марийцы были ясачными крестьянами. Хозяйство их было комплексным. Постепенно происходил переход к трехполью. Развивалось стойловое животноводство. Марийцы славились как прекрасные охотники и пчеловоды. Лишь одна субэтническая группа мари – ветлужско-кокшайская – предпочитала мирному труду грабительские походы. Приведем отрывок из “Казанской истории”: “По берегам обеих этих рек – Свияги и Волги – простираются луга, богатые травами и красивые. Вдали же от рек, по склону горы, разбросаны казанские села, в которых обитает низовая черемиса, ведь в казанских землях проживало две черемисы, объединяющие три народа, четвертый же народ – варвары, которые владеют ими: первая черемиса, по ту сторону Волги сидит, между высокими горами по долинам, и называется она горной, вторая же черемиса живет по другую сторону Волги и зовется луговой из-за низости и ровности той земли. Жители же земли той все хлебопашцы и труженики и свирепые ратники. В той же луговой стороне есть черемиса кокшайская и ветлужская, живут они в безлюдных лесных местах, не сеют и не пашут, но питаются охотой и рыбной ловлей и живут как дикие”6.

Луговые марийцы жили на левом, равнинном берегу Волги, проводили время в мирном труде на своей земле и не испытывали тех бедствий, которые выпадали на долю горных марийцев, страдавших от все учащавшихся в XVI в. военных столкновений Москвы и Казани. Луговые марийцы активно участвовали в возведении оборонительных сооружений, в прокладывании и содержании в надлежащем состоянии дорог, строительстве мостов. Руководили этими работами марийские сотники. На лужа, лувуев, кугузов, онов опирались казанские ханы в борьбе с Москвой. В 1521 году в Казани был свергнут хан Шах-Али, сторонник союза с Москвой, на престол взошел брат крымского хана Мухаммед-Гирея – Сафа-Гирей. Он объявил Казанское ханство юртом турецкого султана. В ответ и Москва передвинула опорный пункт своей борьбы с Казанью на восток. В 1523 году в устье реки Суры, на берегу Волги, русскими была основана крепость Новгород Васильев, известная как Василь-город, или Васильсурск.

Близился решающий этап военного противостояния двух феодальных государств. Поскольку столкновения московских и казанских войск происходили на правом берегу Волги, где проживали горные марийцы и чуваши, постольку позиции Казани на западных окраинах ханства ослабевали. Горные марийцы, чуваши, восточная мордва, свияжские татары искали союза с Москвой, видя в этом единственное средство прекращения непрерывных войн. Приведем отрывок из Никоновской летописи: “Приидоша к великому князю Василью Ивановичу послы казанския Табай-князь, да Тевекель-князь, да Ибраим-бакшей били челом князю от царя Сафа-Кирея, и от князей, и от всех людей Казанския земли, чтоб великий государь пожаловал, гнев свой царь отдал и на князей бы и всю землю Казанскую опалы своея не держал… Да били челом, чтобы государь пожаловал, дал им Шигалея-царя, занеже Шигалей-царь земли Казанской не губил ничего, да лихие люди которого для дела над нами так учинили, и иные; государь его отпустил из Казани и его накажет, как ему жаловати… и мы, пришед в Василь-город, да пошлем в Казань от себя грамоту да и к черемисе горной и к луговой и к арским князем о государеве жалованье, как их хочет государь жаловати и беречи землю Казанскую…”7.

Этот авторитетный исторический источник позволяет заключить, что присоединение Казани и подвластных ей народов к Русскому государству могло произойти уже в первой трети XVI в., в царствование Василия III. Арские люди, черемисы, чуваши, кряшены были готовы перейти под покровительство Москвы. Крымская группировка, захватившая власть в Казани, была в принципе неспособна сплотить народы Среднего Поволжья вокруг созидательной идеи. Москва такую идею предложила – мир и безопасность для всех, уважение к вере коренных народов, свободная и взаимовыгодная торговля.

Смерть Василия III в 1533 году стала сильным ударом для Русского государства. Началась борьба за власть между Шуйскими и Бельскими. Единственным слоем в русском обществе, по-прежнему заинтересованным в присоединении Среднего Поволжья к Русскому государству, было купечество. В XVI в. Его позиции усилились. Купцы были недовольны тем, что выгодный водный путь на юг, в мусульманские страны, все еще находился под контролем Казани. Правящие круги в Москве, наконец, приняли решение о походе на Казань: “Тое же зимы (1546) посылал царь и великий князь из Мурома в казанские места боярина и воеводу своего князя Александра Борисовича Горбатого, да князя Семена Ивановича Микулинского, и иных своих воевод со многими людми Московския земли и Новгородския по челобитью горныя стороны, а просила горная черемиса царя Шигалея на Казань, а хотели идти к Казани и царя с Казани сослати. И бояре царя Шигалея не отпустили, а послали воевод казанских мест воевати луговые стороны, а к городу ходити не велели. И царя и великого князя воеводы в казанских местех черемису Луговы стороны воевали и пришли, дал Бог, со всеми людьми здорово, а не доходили до Казани 30 верст. А черемиса многая Горныя стороны пришла было к воеводам и, разведав то, что с воеводами царя Шигалея нет, и они поворочалися назад, а иную черемису воеводы у себя оставили и к Москве привели”8. Последние слова означают, что русские захватили в заложники знатных марийцев.

Казань к 1546 году фактически утратила контроль над правым берегом Волги. Горные марийцы, чуваши, мордва, кряшены, свияжские татары стремились присоединиться к русскому государству. Обратимся к Никоновской летописи: “Тоя же осени, декабря 6, прислали к великому князю бити челом горняя черемиса Тугай со товарищи дву черемисинов, чтобы государь пожаловал, послал рать на Казань, а они воеводами государю служити хотят…”9. Совершенно иные настроения царили на луговой стороне, исторически более связанной с Казанью. “Но злее прежних градских, созади выезжая из острогов лесных, стужаще полком русским, черемиса, наезжая на страны, возмущающи в нощи и во день, убивающи… хватающи живых и стада конския отгоняющи. И напущающим на них воем русским. Они же убегаху от них в чащи лесные и в горския стремнины, и стояху в крепех, тех избываху. И в печали бысть о том царь князь великий и воеводы его все, понеже бе идохове великою нуждою, но яко праведных верою каменною на Бога уповая, посла на тыя воевод своих, князя Александра Горбатого Суждальского да князя Андрея Курбского со множеством вои. Они же идоша три дни со труды, жестокими пути до мест их и обшедши вокруг дебри и стремнины и горы, а прямо ходу полуднем. И обшедше, оступиша отвсюду крепи черемисския и пути их отняша; онем же неведущим сих и от предних полков бежавшим, и намчашася на задних, и победиша их скоро и отроги их раскопаша и поджгоша. И сами воеводы здравы прийдоша и черемиса преста выезжати из лесов”10. После этих военных операций взятые в плен 12 удмуртских князей, 7 черемисских воевод, 300 сотников, 5000 рядовых воинов были казнены перед казанскими стенами для устрашения защитников города11. 10 октября 1552 года произошло историческое событие – знать Луговой марийской стороны принесла присягу на верность русскому царю. После того, как 2 (15) октября 1552 года, на второй день после Покрова Пресвятой Богородицы, русские и горномарийские войска взяли Казань, Иван Васильевич стал Царем казанским. Будучи грозным для марийской знати и языческих жрецов, Помазанник Божий, православный Государь был отцом простых марийцев. События 1552 года имели огромное значение не только для марийцев, чувашей, мордвы, кряшен, татар, но и для всей Руси. Наша Родина стала могучей евразийской сверхдержавой, включавшей в себя множество народов со своей религией и культурой. Жизнь этих народов преобразилась подобно жизни восточных славян после Крещения Руси при святом равноапостольном князе Владимире. Луговым марийцам было возвещено Евангелие, проповедана Православная вера. Открылись возможности для развития образования. Марийский народ стал постепенно приобщаться к духовным и культурным ценностям Святой Руси.

«Черемисские войны»

После падения Казани в этот город великим князем Иваном Васильевичем был назначен воевода Б.И. Салтыков. Луговая сторона перешла под его подчинение. Марийцы стали платить ясак новой власти. Москва уважала веру мари, культуру и быт вновь присоединенного народа. На протяжении всего XVI в. не было ни одного документально зафиксированного массового крещения марийцев. Но языческие жрецы-карты постоянно возбуждали простых людей на восстание против русского царя и Православной Церкви. Положение на Луговой стороне резко обострилось в декабре 1552 года. Русские забирали самых сильных и здоровых марийских мужчин для участия в сторожевых и пограничных мероприятиях. 20 декабря луговые марийцы вышли из повиновения казанскому воеводе, отказались платить ясак и побили сборщиков его. Воевода Б.И. Салтыков, Камай-мурза и Н. Казаринов усмирили волнения. Но очень скоро, 10 марта 1553 года, луговые марийцы истребили отряд казаков и стрельцов. На реке Меша был построен марийский город, откуда совершались нападения на базы и гарнизоны русских войск. 24 марта 1553 года марийцы во главе с Зейдетом и Сараем на лыжах проникли на Горную сторону и напали на Б.И. Салтыкова, захватив его в плен. Восстанием луговых марийцев руководил лужа Мамич-Бердей. Он установил связь с Ногайской Ордой, пригласив оттуда царевича Али и объявив его правителем Луговой стороны. Приведем отрывок из “Истории о великом князе Московском”: “А потом взяла была черемиса луговая царя собе с Ногайския Орды, браняшеся христианом и воююще: бо тот черемисский язык не мал есть и зело кровопийствен, и обирается их, глаголют, вяще двадесять тысящей войска; потом же, разсмотривши, иже мало им прибыли с того царя, убиша его и сущих с ним татар, аки три ста, и главу ему отсекоша и на высокое древо взоткнули и глаголали: “Мы бо взяли тебя того ради на царство с двором твоим, да обороняеши нас, а ты и сущие с тобою не сотворил нам помощи столько, сколько волов и коров наших поел: а ныне глава твоя да царствует на высоком коле”. Потом избиравше собе своих атаманов, биющесь и воююще с нами крепце, аки два лета, и паки потом ово примиряхуся, ово паки брань начинаху”12.

Восстание Мамич-Бердея закончилось трагично: русские и горные марийцы, объединив свои силы, убили 10.000 человек, до основания разорили и сожгли Чалымский городок на реке Меше, взяли в плен видного марийского князя Янчуру. Никоновская летопись повествует об этом следующее: “И того же дни писал из Казани боярин князь Петр Иванович Шуйский, что арские люди и побережные государю изменили и стрельцов побили, которые у них на бережение в посылке с Мамич-Бердеем, а Мамич-Бердей взял к себе царевича Ахполбея, а пришел к ним из Ногай и живет на Луговой стороне, а с ним пришло человек со сто ногай. Того же месяца, 21 приехали к государю горние люди Алтын сотник с товарищи. А привели с собою изменника Мамич-Бердея, лугового сотника князя, а сказывали государю, что приходил Мамич-Бердей их воевати, а с ним было 2000 человек, и к острогу их приступил и их воевал; и они с ним зговорили, что им с одного с ним изменити, да уверяся с ним да взяли его пити к себе, а с ним человек з двести, да тех людей всех побили, а его изымав, к государю привели. И царь и государь горних людей пожаловал великим своим жалованьем и всяких им пошлин облегчил. А Мамич-Бердей сказывал: взял был из Ногай царя, и царь им не учинил никоторые помочи, и он царя убил и всех ногай побил, да сложася с арскими людьми, а сам пошел на Горнюю сторону тех отводити от царя великого князя, и горние его люди оманули, товарищей побили, а его изымали и государю привели”13. Таким образом, луговых марийцев усмиряли царские войска во главе с князьями Курбским и Троекуровым, уничтожившие в 1555 году почти всю родовую верхушку на Луговой стороне, их “оманули” горные марийцы, заманив предводителя восстания на пир и перебив 200 воинов из его охраны.

Длительное время среди историков шел спор о том, считать ли так называемые “черемисские войны” национально-освободительной борьбой марийского народа. Термин “освободительное движение” употребляет А. Андреянов14. Подчеркнем еще раз, что царь Иван Васильевич не преследовал простых марийцев. Он знал, что они живут мирным, созидательным трудом, не навязывал им христианство, уважал своих новых подданных. Но Москва решительно боролась с верхушкой луговых марийцев, с языческими жрецами-картами, с агентами Ногайской орды и крымского хана. Таким образом, “черемисские войны” не могут оцениваться как национально-освободительная борьба марийцев. По сведениям А. Андреянова, в 1553 году от имени Арской и Побережной сторон к русским воеводам явились Усейн-Сегет, Тоакмыш, Шихъязда и Сарай-богатырь и били челом царю Ивану Васильевичу, изъявляя ему свою покорность. Николай Михайлович Карамзин в “Истории государства Российского” пишет о физическом уничтожении марийской знати: “…князья Иван Мстиславский и Михайло Васильевич Глинский воевали луговую черемису, захватили 1600 именитых людей, князей, мурз, чиновников татарских и всех умертвили”. В томе VIII “Истории…” говорится о 10.000 убитых врагах России, в их числе о князе Янчуре Измаильтянине и богатыре Алеке. Подробности I Черемисской войны можно узнать и из Патриаршей летописи: “А с Чебоксари писал Петр Симеонович, что Мамич-Бердеевы дети и Кака Сотцкий и все достальные люди государю добили челом и к нему приехали и правду дали, а черных всех людей послал к правде приводити Данила Чюлкова… а ко государю приехали от всей земли бити челом сотные князи их, Казимир, да Кака, да Янтемир с товарищи. И Царь и великий князь их пожаловал, вин им отдал и грамоту жалованную дал, как им государю вперед служити. И Божиим изволением и его царским великим подвигом и у Бога прошением и воевод, и всех людей службою к нему, государю, казанские люди лутшие, их князи, и мурзы, и казаки, которые лихо делали, все извелися, а черные люди все с одного в холопстве и в дани учинилися…”15.

Начало I Черемисской войны датируется 20 декабря 1552 года, завершение – маем 1557 года: “… луговые люди прислали бити челом о своих винах, чтобы государь пожаловал их, вин их отдал и учинил в холопстве, как и горних людей, и ясак велел имати, как прежние цари имали”16.

Положение рядовых общинников после восстания не изменилось – они оставались ясачными крестьянами. Важнейшее историческое событие произошло в 1555 году – образовалась Казанская епархия. Первыми новообращенными в Православие стали кряшены и чуваши. Большую и сложную работу проводили князь Петр Иванович Шуйский и первый архиепископ Казанский Гурий, бывший игумен Селижарова монастыря.

Всего в XVI в. было три Черемисских войны. II Черемисская война вспыхнула весной 1572 года. Подстрекаемые картами и агентами крымского хана, ясачные люди разных национальностей два года вели борьбу с царскими войсками. III Черемисская война шла в 80-е годы XVI в. Итог этих войн – общее ослабление Русского государства.

Однако, отныне и русские, и татары, и марийцы, и чуваши, и мордва, и кряшены, и удмурты несли ответственность за свою общую Родину – Россию.

Элизбар Николаевич КУЗНЕЦОВ ,
псаломщик храма Державной иконы Божией Матери, пос. Медведево.


Примечания

1 Иерей Николай Чузаев. Развитие Православия в Моркинском районе // Христианское просвещение и русская культура. Материалы III научно-богословской конференции. Йошкар-Ола, 2001. С. 53. (вернуться к тексту)
2 Нач. XII в., “Повесть временных лет” о народах и племенах Восточной Европы // История Марийского края в документах и материалах. Йошкар-Ола, 1992. С. 7-8. (вернуться к тексту)
3 Мокшин Н.Ф. Этнические взаимоотношения между мордвой и марийцами (по материалам дохристианских религиозных верований) // Происхождение марийского народа. Йошкар-Ола, 1967. С. 125-126. (вернуться к тексту)
4 1462 г. – летописные сведения о совместном походе марийцев и казанских татар в Устюжский уезд. Из Устюжского летописца (первая редакция) // История марийского народа в документах и материалах. Вып. 1. Йошкар-Ола, 1992. С. 11. (вернуться к тексту)
5 Отрывок из Никоновской летописи о походе войск великого князя Ивана III на земли казанского ханства // История марийского народа в документах и материалах. Вып. 1. Йошкар-Ола, 1992. С. 12. (вернуться к тексту)
6 Отрывок их “Казанской истории” о расселении марийцев, их этнических группах и занятиях // История марийского народа в документах и материалах. Вып. 1. Йошкар-Ола, 1992. С. 26. (вернуться к тексту)
7 Отрывок их Никоновской летописи о обращении представителей Казанского ханства к великому князю Василию III с просьбой о готовности перейти в подданство России // История марийского народа в документах и материалах. Вып. 1. Йошкар-Ола, 1992. С. 19. (вернуться к тексту)
8 Отрывок из Хронографической летописи о походе русских войск на Луговую сторону // История марийского народа в документах и материалах. Вып. 1. Йошкар-Ола, 1992. С. 20-21. (вернуться к тексту)
9 Сообщение Никоновской летописи о прибытии посланцев горных марийцев и чувашей // История марийского народа в документах и материалах. Вып. 1. Йошкар-Ола, 1992. С. 20. (вернуться к тексту)
10 Извлечения из “Казанской истории” о присоединении Марийского края к Российскому государству // История марийского народа в документах и материалах. Вып. 1. Йошкар-Ола, 1992. С. 30-31. (вернуться к тексту)
11 См. подробнее: История и культура марийского народа: Хрестоматия для VIII-IX кл. Йошкар-Ола, 1992. С. 37. (вернуться к тексту)
12 Отрывок из “Истории о великом князе Московском” А.М. Курбского о событиях в Среднем Поволжье и отношении местного населения к ним // История Марийского края в документах и материалах, Вып. 1. Йошкар-Ола, 1992. С. 43. (вернуться к тексту)
13 Отрывки из Патриаршей, или Никоновской летописи о волнениях в Марийском крае // История Марийского края в документах и материалах, Вып. 1. Йошкар-Ола, 1992. С. 43-44. (вернуться к тексту)
14 История и культура марийского народа. С. 52. (вернуться к тексту)
15 Отрывки из Патриаршей, или Никоновской летописи о волнениях в Марийском крае // История Марийского края в документах и материалах, Вып. 1. Йошкар-Ола, 1992. С. 45. (вернуться к тексту)