Куженерский Свято-Никольский женский монастырь

Введение

Бог судил нам жить в такое время, когда по всей России возрождается приходская жизнь, возжигаются свечи и лампады, возобновляется монашеское подвижничество. О некоторых монастырях, действовавших до установления власти большевиков на территории Марийского края, мы узнаем благодаря посвященным их истории публикациям. История Куженерского Свято-Никольского женского монастыря исследована недостаточно. Изучая многогранную жизнь святой обители, мы лучше понимаем, что именно и как именно нужно возродить в нашем Отечестве.

1. Куженерская роща

Главной особенностью Куженерского района являются сосновые леса. В начале века на месте поселка и районного центра была деревня Куженери, относившаяся к Уржумскому уезду Вятской губернии. Крестьяне окрестных деревень обнаружили в Куженерской роще родник холодной и прозрачной воды. Один из них, страдавший головной болью и воспалением глаз, умылся водой из ключа и сразу же почувствовал облегчение, а вскоре окончательно выздоровел. В ознаменование этого случая он поставил у источника столбик с иконой святого великомученика Пантелеимона. Подобный случай был и с жителем деревни Куженери. В то время среди марийцев была распространена трахома. Многие болящие приходили в рощу и исцелялись. Священник из села Токтайбеляк отец Николай Зорин совершил первый крестный ход в рощу и отслужил молебен над святым ключом. Все свечи, поставленные перед иконами, тихо теплились, и ни одна из них не погасла. Проникнутый молитвенным духом батюшка произнес: «Рано ли, поздно ли будет здесь храм Божий, а может быть, и монастырь». Первоначально над источником была построена и в 1884 году освящена каменная часовня с деревянным потолком и полом. Три раза в год в часовне совершали богослужение священники из соседних сел.

2. Первые насельницы и благотворители общины

Создание женского монастыря в Куженерской роще прозрела своими духовными очами блаженная Олимпиада, монахиня Свияжского Иоанно-Предтеченского монастыря. Она говорила, что «белые чеченки» будут приходить в рощу. Устройство общины взяли на себя четыре рясофорные послушницы Свияжской обители. Первой выразила желание поселиться при часовне в Куженерской роще Екатерина Матвеевна Смоленцева. Она много лет прожила в Свияжском монастыре, была в 1891 году облечена в рясофор. К весне 1897 года, когда в Уржумский уезд должен был приехать епископ Вятский и Слободской Алексий, близ часовни жили восемь сестер. Владыка не посетил место будущей общины и не осмотрел Куженерскую рощу, но благословил сестер на дальнейшее жительство. Он принял решение создать женскую монашескую общину во имя святителя Николая Чудотворца и направил первым насельницам мантийную монахиню Вятского Преображенского монастыря Людмилу (Холманских) с поручением выяснить, какие условия благоприятствуют открытию общины, а какие, наоборот, препятствуют этому. Монахиня Людмила и ее сестра Мария прибыли на место. Они жили в небольшом деревянном корпусе и организовали хор певчих, особенно необходимый в то время, поскольку в часовне совершались всенощные бдения.

Первыми благотворителями общины были государственные крестьяне Сабер-Мучашского и Малоцаранурского сельских обществ. Они дали семь десятин земли, строительный материал, небольшое количество денег. Но для создания женского монастыря были нужны гораздо большие средства. Сестрам помог богатый яранский купец Федор Яковлевич Рощин. В юности он был мелким торговцем-коробейником. Впоследствии Рощин стал реализовывать книги И.Д. Сытина, накопил большое состояние, стал почетным гражданином Яранска, попечителем школ, приобрел связи в обеих столицах. Летом 1900 года он посетил место будущего монастыря. Рощину понравилось, что община живет в лесу, подобно древним русским монастырям, вдали от суеты мирской. Вместе с И.Д. Сытиным он поехал в Санкт-Петербург на прием к обер-прокурору Святейшего Синода К.П. Победоносцеву и стал рассказывать высокопоставленному чиновнику о своем намерении купить казенные земли в Уржумском уезде. Обер-прокурор удовлетворил ходатайство известного купца о передаче тысячи десятин пустопорожней земли в пользование святой обители. В 1900 году Вятская Духовная Консистория направила в Уржумский уезд указ № 8195, согласно которому монахиня Людмила (Холманских) командировалась в Куженерскую общину для постоянного пребывания и надзора за насельницами. 4 июня 1901 года Людмила, ее родные сестры Анисья, Мария и Наталья, а также племянница Наталья отбыли в Куженерскую рощу, где 6 июня их встретил священник Сергий Громов и насельницы, которые были хорошо знакомы с матушкой еще со времени совместной жизни в 1897-98 годах.

31 декабря 1901 года Святейший Синод официально учредил Куженерско-Николаевскую женскую общину.

3. Церковно-приходская школа и приют

Созданная община должна была стать очагом просвещения местного марийского населения. Летом 1898 года в деревне Куженери была создана церковно-приходская школа. Первыми ученицами были 42 девочки, из них 30 русских и 12 мари. Организовал школу иерей Сергий Громов. До своего рукоположения он, как и его супруга Татьяна Петровна, работал учителем. Первоначально дети занимались в неприспособленном для учебного процесса частном доме Алексея Ефимовича Шутылева. К 1902 году было построено обширное и удобное двухэтажное здание школы. Занятия проходили в светлом классе на втором этаже. На первом был ночлежный приют, где ночевали девочки из отдаленных деревень.

Отец Сергий Громов и Татьяна Петровна взяли на полное содержание 20 девочек. Под управлением Громовой пел девичий хор. Многие воспитанницы приюта становились учительницами или послушницами в монастыре.

Приютом руководила монахиня Евникия (Смоленцева). Она приучала девочек молиться, поститься, соблюдать и поддерживать чистоту, аккуратность и порядок. Матушка Евникия внимательно присматривалась к наклонностям и способностям девочек, чтобы определить, на какое послушание направить ту или иную воспитанницу. Раз в три года девочкам давали отпуск.

Важным периодом в истории церковно-приходской школы были годы, связанные с деятельностью иерея Димитрия Макматова и его супруги Анны Дмитриевны. Они учили детей читать, считать, писать. Большое значение уделялось Закону Божию, заучиванию наизусть тропарей, кондаков, некоторых молитв. Священник и его супруга водили учеников в храм для исповеди и причастия. Благодаря таким людям, как отец Сергий и Татьяна Петровна Громовы, отец Димитрий и Анна Дмитриевна Макматовы, Наталья Холманских, Куженерская церковно-приходская школа превратилась в центр просвещения местного марийского населения, приобщения его к Православию.

4. Жизнь общины: праздники и будни

Центром жизни общины был храм. Он был освящен 5 сентября 1898 года во имя Святителя Николая Чудотворца. Богослужения в нем совершались во все воскресные и праздничные дни. Пели сестры под управлением монахини Людмилы, а также девочки из церковно-приходской школы.

Монахини и послушницы жили в тесноте. Три мастерские — рукодельная, живописная (иконописная) и позолотная — фактически не действовали из-за нехватки помещений. Храм был мал и тесен, в праздники от духоты гасли все свечи и лампады. Но это не помешало молитвенно отметить 6-ю годовщину священного коронования императора Николая II. В этот день, 14 (27) мая 1902 года, в обители состоялись официальные торжества в честь образования общины. Утром сестры прочитали Акафист святителю Николаю Чудотворцу. В 9 часов по окрестностям разнесся благовест. Литургию служили священники сельских приходов. Присутствовал Ф.Я. Рощин.

Несмотря на будний день, многие марийцы пришли на службу. Некоторые ектении и литургические песнопения совершались на их родном языке. Вечером участники торжества собрались за большим столом, чтобы поблагодарить Бога, Милующего и Питающего рабов Своих.

Монастырской общине нужны были общежительный корпус и здания мастерских. Материальные средства для их постройки предоставил Петр Тимофеевич Волков. Территория общины увеличилась на 92 десятины. Строились два двухэтажных корпуса: один с мезонином, другой с подвалом. 18 сентября 1903 года открылась иконописная мастерская, 6 ноября того же года — позолотная по дереву. Община стала принимать заказы от церквей и частных лиц на изготовление икон живописной работы. Работали в основном родные сестры Анисия, Мария и Наталья Холманских. К ним вскоре присоединилась воспитанница приюта Александра Обухова. Еще до официального преобразования общины в приют к монахине Евникии пришел крестьянин Матвей Обухов. Овдовев, он не мог содержать трех дочерей и отдал их в приют. Старшей, Анне, было 17 лет, средней Александре — 5, а младшей, Наталье, — 4 года. Александра была не по годам рослой, очень стройной, а когда достигла отроческих лет, проявила склонность к иконописи. Монахиня Евникия определила ее в иконописную мастерскую. В 12 лет Александра обучилась писать иконы по чеканке и золоту. За хорошую работу ее возили в Москву и наградили грамотой и подарками.

Свято-Никольская церковь была тесной. Федор Яковлевич вызвал из Вятки инженера-архитектора Чарушина, который побывал в обители и составил проект пятиглавого храма. Кирпичные мастера Большого Сабанера приступили к работе. Были устроены кирпичные сараи в самой общине. Монастырская мастерская начала изготавлять иконы.

Ревностное служение в душном, неблагоустроенном храме расстроило здоровье иерея Сергия Громова. Епископ Вятский и Слободской Никон рукоположил нового священника, отца Матфея Зверева, и накануне праздника Пресвятой Богородицы в 1904 году он прибыл в Куженерскую общину. После литургии в день перенесения Нерукотворенного Образа Господа и Спаса нашего Иисуса Христа состоялось торжество закладки храма. Главный престол решено было освятить во имя Преображения Господня, правый — во имя Успения Пресвятой Богородицы, левый — во имя преподобного Серафима Саровского.

В 1906 году был выстроен и обеспечен всеми бытовыми удобствами дом для священника. В 1907 году было закончено устройство деревянной ограды вокруг монастыря со всех четырех сторон общим протяжением в 400 саженей.

27 ноября 1909 года в стенах Куженерской обители произошло первое пострижение в мантию. Родные сестры матушки Людмилы Мария и Наталия были наречены, соответственно, Есфирью и Марией. Обряд совершил игумен Геннадий из Яранского Пророчицкого монастыря. К началу 1910 года в обители жило 127 насельниц. Состояние общины было следующим:

число взрослых насельниц — 120
число девочек — 7

Занимающихся:

живописью и чеканкой — 16
позолотой по дереву — 3
рукоделием — 10
башмачным делом — 2
столярным и токарным ремеслом — 2
пчеловодством — 2
пением — 35
черной работой на скотном дворе — около 30.

Указом Святейшего Синода от 17 мая 1910 года за № 6665 Куженерская Николаевская женская община Вятской епархии была обращена в женский общежительный монастырь, а мантийная монахиня Людмила (Холманских) была назначена настоятельницей с возведением в сан игумении.

Был возведен величественный пятиглавый храм. Для его освящения и для вручения жезла матушке Людмиле в обитель должен был приехать епископ Вятский и Слободской Филарет.

Накануне торжеств сестры трудились как пчелы. Большая площадь вокруг нового храма была очищена от хвороста, мусора, осколков кирпича. Необходимо было украсить дорогу от речки Немды до ворот монастыря, по которой все прибывали и прибывали богомольцы. Погода была пасмурная, дул холодный ветер. На исходе дня 29 мая (11 июня) 1910 года неожиданно приехал владыка Филарет. Игуменья вышла к архиерею с иконой Преображения и смиренно выслушала оглашенный священником указ Святейшего Синода. Бархатная песнь русского колокола в 6 часов вечера начала величественно славословить Творца, и молящиеся подхватили эту песнь и продолжили ее в самом храме. Когда затрезвонили во «вся тяжкия», духовенство вышло из алтаря. Архиерей вошел под церковные своды, облачился в мантию, поцеловал Крест, и впервые прозвучало: «Ис полла эти деспота».

Священник Димитрий Махматов начинает Всенощное бдение. Многие песнопения звучали на родном для него и большинства прихожан луговом марийском языке. Поскольку храм был переполнен и очень многие богомольцы не поместились в нем, то литию владыка Филарет служил на паперти. Каждое слово отчетливо слышали сотни людей. Вместо хора пели клирики, сослужившие Его Преосвященству.

Наступило 30 мая (12 июня). В 6 часов утра раздался благовест, созывающий молящихся к ранней литургии. Ее служили в Никольской церкви три священника. В Преображенском храме была освящена вода. Трезвон колоколов возвестил о прибытии архиерея. Владыка Филарет облачился в белые запоны и нарукавники и приветствовал находившихся в алтаре клириков и мирян. Священники внесли в алтарь через Царские врата стол, покрытый пеленой. Утверждается престольная доска, четыре гвоздя вбивают четырьмя камнями и заливаются восхомастихом, престол поливается теплой розовой водой и красным вином. Миряне вышли из алтаря, и в нем остались только священнослужители, которые совершили миропомазание престола, облачение его в одежду, опоясали веревкой крестообразно со всех сторон. Престол был облечен индитией, на него положили илитон и антиминс, чуть позже — Святое Евангелие и Честный Крест. Все священнодействие сопровождалось пением псалмов. Когда все положенные молитвы были прочитаны, владыка на голове приносит дискос со святыми мощами, и, остановившийся у затворенных дверей, взирает на восток и восклицает: «Возьмите врата князи ваша и возьмитеся врата вечная и внидет Царь Славы». Певчие внутри храма поют: «Кто есть сей Царь славы». Владыка читает положенную молитву, затем берет дискос со святыми мощами и знаменует крестообразно врата храма, произнося: «Господь сил той есть Царь Славы». На престол и храм снизошел Святой Дух.

Литургия совершалась архиерейским чином. Игуменья Людмила предложила Владыке и гостям чай и обед. Началась новая глава в истории монастыря.

Чем владел монастырь? Земельным участком площадью в 10 га, лугами по реке Юшут (12 га), хорошим огородом, постоянно растущим поголовьем коров и лошадей. Количество насельниц превысило 200.

В 1916 году преставился Федор Яковлевич Рощин. Он был похоронен близ Преображенского храма. До конца своих дней благотворитель заботился о святой обители и ее сестрах.

Монастырь был процветающим предприятием, очагом культуры и просвещения. Он жил молитвой и трудом. Редкие праздники отделялись друг от друга напряженными буднями, смыслом и сутью которых было преображение человеческого естества, победа над грехом и стяжание Святого Духа.

5. Закрытие монастыря и школы

По воспоминаниям Александры Матвеевны Обуховой, перед 1917 годом в монастырь приходила блаженная, стучалась в окна, кричала: «Матушка Санюшка, скоро солдаты приедут, город будет здесь». Блаженная предсказала, что монахинь выгонят из монастыря и разграбят все имущество.

После революции Совнарком РСФСР издал декрет о свободе совести, церковных и религиозных обществ. Пункт 9 декрета гласил: «Школа отделяется от церкви. Преподавание религиозных вероучений во всех государственных и общественных, а также частных учебных заведениях, где преподаются общеобразовательные предметы, не допускается». Это означало прекращение деятельности церковно-приходской школы.

Наступили скорбные времена. Большевики грабили все, не щадили святыни, срывали со стен иконы, увозили их и делали из них столы и этажерки.

Преображенский храм был закрыт. Богослужения совершались в первом храме — Свято-Никольском. Здесь часто служил отец Виктор. Игуменья Людмила уехала. Монахини жили на частных квартирах, но приходили к святому ключу для молитвы. Сестры Обуховы были разлучены: старшая из них, Анна, стала мантийной монахиней и игуменьей Свияжского Иоанно-Предтеченского монастыря. Александра писала иконы и читала на клиросе. Наталия пела в хоре.

На базе монастырского хозяйства в январе 1919 года по распоряжению Наркомпроса РСФСР был создан Куженерский опытно-показательный городок, получивший вскоре название «Школа III Интернационала». Это была школа второй ступени, созданная на базе Уржумского реального училища. Она занимала 9 зданий.

До наших дней сохранились лишь два здания — дом с мансардой, где жили мантийные монахини, и трапезная. В поселке Куженер действует община во главе с Т.Костроминой. 22 мая 1998 года в здании трапезной, на первом этаже, состоялась Божественная литургия. Живы люди, на глазах которых уничтожалась обитель, разорялись храмы. Теперь они становятся очевидцами возрождения разрушенного, приходят на службы в молитвенный дом. Многие приходы, в том числе и в п. Куженер, напоминают новорожденных, а колыбелями для них стали могилы подвижников и подвижниц, преславно преобразивших те места, где они служили Христу и свидетельствовали Истину.

Элизбар Николаевич КУЗНЕЦОВ,
Псаломщик церкви Державной иконы Божией Матери с. Медведево