Церковные новости

Протоиерей Алексий Уминский: Культура без церковных корней умирает 146

21 октября 2015г.

Культура, оторванная от религиозных корней, нежизнеспособна, а Церковь, отрицающая культуру, становится «обрядоверческой», заявил протоиерей Алексий Уминский на международном форуме христианского современного искусства — XXI ЛабОРАтории, который состоялся в начале октября в Монреале (Сицилия).

По словам священника, разные представления о роли культуры на Востоке и Западе уходят своими корнями вглубь тысячелетий. Он привел слова протоиерея Александра Шмемана:

«Византийское христианство было воспринято Русью одновременно и как вера, и как культура... Русская культура как-то сразу оказалась сосредоточенной в храме и богослужении... Одно дело, когда храм строится в центре древнего, отягощенного культурой греческого города, в котором одной из задач храма оказывается соединение культуры с христианством, и совсем другое, когда этот же храм оказывается всем — и верой, и культурой. Так максимализм стал судьбой русской культуры и русского культурного самосознания».

Сложившаяся таким образом русская христианская культура, утверждает отец Алексий, оказалась «чуждой идее развития и творчества, стала сакральной и статической, исключающей сомнения и искания». На Руси долгое время не было места для светской культуры, любое творческое самовыражение возможно было только в рамках религии.

Петровские реформы и «окно в Европу» приводят к «яркому, фантастическому взрыву культуры». С одной стороны, Петр I разрушил церковные устои, ослабил Церковь и подчинил ее государству. С другой — «не будь Петра I, у нас не было бы ни Пушкина, ни Достоевского, ни Ломоносова и Державина; у нас вообще не было бы ничего в культуре XVIII-XIX веков, как бы парадоксально это ни звучало», считает отец Алексий. При соприкосновением с Западом возникает новый культурный импульс: «понимание того, что говорить о человеке и о Боге можно не только в рамках иконы», но и на языке культуры. На этом фоне рождается русская религиозная мысль, русская литература и философия; светские художники начинают осмыслять религиозные темы.

В 1917 году христианская культура в России «обрывается», и наступает время новой «советской иконы». Христиане в советские годы были лишены «вообще какой бы то ни было иконы», и, когда в 90-е годы наступила религиозная свобода, «новообращенная интеллигенция первым делом стала отрицать культуру», т.к. возрождение Церкви связывалось с возвращением к «старой модели боговосприятия и иконопочитания». Священник напомнил, что в 90-е годы православные неофиты сжигали книги Льва Толстого, отрицали светскую поэзию, живопись и даже искусство Возрождения. «Причем, это исходило от людей, которые считали себя интеллигенцией, которые на этой культуре были воспитаны, книги читали, в музеи ходили, которые знали, с чем они борются». Рецидивом этого «антикультурного движения» протоиерей Алексий считает и недавний скандал на выставке В. Сидура в Манеже, пишет «Благовест».

Отец Алексий полагает, что в восточнохристианском менталитете присутствует «неизжитое внутреннее неотрефлексированное монофизитство». Восточное «недоверие ко всему человеческому», в частности, проявляется в том, что «образ христианина мыслится прежде всего как образ монашеский». На Западе иначе:

— Хотя западное искусство далеко ушло от иконы, но Христос и Его образ, и вообще религиозные образы стали предметом размышления и философов, и художников, которые этот образ осмысливают не как Богочеловеческий, а как человеческий, но, конечно, с пониманием, откуда Он пришел... Через кинематограф и через изобразительное искусство Запад приблизился ко Христу, который стал Человеком.

В заключение отец Алексий резюмировал:

— Мы должны очень внимательно посмотреть на Запад с точки зрения культуры и того, что мы потеряли, что мы не восприняли, что мы могли бы воспринять, а потом не продолжили. Культура, которая не подкреплена церковными корнями, умирает. Церковь, которая не связывает себя с культурой, в которой есть стремление к Божественному в отрыве от человеческого, становится обрядоверческой. Это две вещи, которые являются болью страшного разделения Церкви на Запад и Восток. Вы представляете, какое было бы богатство сохранено, если бы не было этой трагедии раскола. Как бы Восток мог быть прекрасен вот в этом осмыслении культуры, и как Запад мог бы быть удивителен!

Теги: Все новости раздела »



Новости по теме

19 октября 2017г.
Современный сленг засоряет язык молодежи, вытесняя при этом все дальше русский литературный язык, на это указал председатель Синодального отдела по делам молодежи епископ Люберецкий Серафим.
25 сентября 2017г.
«Сценарий фильма «Матильда» не имеет никакого отношения к историческим событиям, о которых в нем повествуется, разве что только имена героев соответствуют действительности, и у наследника-цесаревича был роман с Матильдой Кшесинской.
25 сентября 2017г.
Художественный вымысел, не должен подменяться обманом, что произошло в картине Алексея Учителя «Матильда» об отношениях молодого Николая II с балериной Матильдой Кшесинской, считает председатель Патриаршего совета по культуре епископ Егорьевский Тихон.